Художники и дизайнеры устроили «Пикник на обочине»

Шестая выставка «КультУРА!!! Проект» посвящена 60-летию Владимира Соколова

В галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева проходит выставка «Пикник на обочине». Она организована в рамках авторского проекта «КультУРА!!! Проект №6».

– Авторские проекты Владимира Соколова «КультУРА» совершили своего рода переворот в нашем представлении о природе, задачах и перспективах дизайна, – считает ведущий научный сотрудник Иркутского художественного музея Тамара Драница. – Ведь под этим единым термином сосуществует целый ряд сходных или почти независимых художественных или прикладных дисциплин: дизайн архитектурный, прикладной, графический, компьютерный. Заслуга проектов Владимира Соколова в возвращении дизайну художественно-эстетического значения.

Проект объединяет различные формы изобразительного искусства: живопись, графику, дизайн и фотографию. На выставке представлены произведения 20 художников из Иркутска и Усть-Илимска, от учащихся детских художественных школ до таких признанных мастеров изобразительного искусства и дизайна, как Владимир Дейкун, Любовь Можаева, Лев Сериков, Марк Меерович, Вероника Самборская, Сергей Элоян, Валерий Мошкин, Александр Князев и многих других. Всего в экспозиции  более 200 произведений различных видов искусств, условно объединенных произведением Стругацких «Пикник на обочине».

– Все воспринимают их произведения по-разному, кто-то очень положительно, некоторые – резко отрицательно, но главное, что нет равнодушных, может быть, потому что эти произведения попадают в нерв сегодняшнего дня, ведь они подталкивают нас к анализу дня сегодняшнего и к мыслям о будущем, – отметил Владимир Соколов. – Сегодня идет потоком слив негативной информации через СМИ, послушаешь и тут же начинаешь думать о «Сталкере» Тарковского, о «Пикнике на обочине» Стругацких. И всем сегодня, как никогда, хочется во что-то верить, при этом во что-то светлое. Наша выставка, надеюсь, поможет добавить радости в жизнь. Ведь как бы не случилось так, чтобы «Пикник на обочине» превратился в пир во время чумы, когда нас загонят в тупик этой негативной информации. Очень большое количество людей сегодня пребывают в настоящей депрессии, а жить долго в таком состоянии человек не может.

Выставка при всей глубине погружения художников в тему действительно получилась позитивной. Основной тон экспозиции, конечно, же, задавали «объекты» Владимира Соколова, созданные с безупречным вкусом. Эти стильные и почти волшебные вещи, рожденные из отживших свой век предметов, в руках художника как будто обретают свою истинную натуру. Настроения выставке добавляют работы молодого художника Дмитрия Осипова, чьи «железные дровосеки» при всей своей металлической брутальности получились очень симпатичные и жизнерадостные.

Более глубокой темой выставки стал космос как многомерное научное информационное поле. Участники считают, что в прошлом столетии представления о космосе оказались зажатыми в рамки либо религиозного мировоззрения, либо партийных шаблонов. Но мысль художника всегда найдет точный и яркий выход из любого лабиринта запретов. Кстати, яркий пример – все тот же «Пикник на обочине» братьев Стругацких, благодаря которому был снят фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, сформировавший целое культурное поле. Фильм оказал огромное влияние и на творческое мировоззрение Владимира Соколова. Кроме того, художник-постановщик «Сталкера» Рашид Сафиулин является его другом и коллегой по экспериментальной студии художественного проектирования и дизайна Союза художников СССР.

– Как ни странно, многое, что было создано в жанре научной фантастики, стало пророческим, а коммунизм превратился в утопию, и все это в короткий срок, – отметил Владимир Соколов. – А ведь в то время нужна была смелость, чтобы так глубоко анализировать действительность. Впервые я увидел фильм Тарковского на творческой даче Сенеж под Москвой, где мы делали проект культурно-комического центра для столицы. Туда привезли «Сталкера» – еще до того, как фильм вышел на экраны, – и, видимо, он крепко засел в моем подсознании. Отмечу, что Иркутск для меня в некотором роде тоже «зона» – когда ты ходишь по старым улицам и дворам, свалкам, ассоциации со «Сталкером» возникают сами собой.