Изучать Байкал со школьной скамьи
Первая международная олимпиада по байкаловедению прошла в Листвянке
В Листвянке завершилась первая международная олимпиада школьников по байкаловедению «Байкал в наследие». В ней приняли участие 24 команды из Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия и Монголии. Победители в личном и командном первенстве получили ценные призы.
Первая региональная олимпиада по байкаловедению прошла в Приангарье в 2001 году. Через пять лет у организаторов возникла идея провести олимпиаду международного уровня. Однако реализовать ее удалось лишь в этом году, пояснила председатель Иркутского областного отделения «Всероссийского общества охраны природы» Вера Шленова.
Организаторами первой международной олимпиады стали Всероссийское общество охраны природы, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, региональное министерство образования и Байкальский музей ИНЦ СО РАН.
Всего в олимпиаде приняли участие 24 команды учеников седьмых, восьмых и десятых классов школ Приангарья, Бурятии, Забайкальского края. Приехала и одна команда из Монголии – пять учеников русскоязычной школы № 20 имени Иркутска.
Оценивало работы специальное жюри, в которое вошли в основном сотрудники Байкальского музея ИНЦ СО РАН: участники состязания демонстрировали теоретические знания и защищали проекты, в которых необходимо было предложить пути решения экологических проблем озера Байкал.
[EXP]
Как рассказала заместитель директора областного центра развития образования детей Елена Хлиманкова, во время первого этапа очень много детей показали высокий уровень знаний.
– Тесты были проведены для того, чтобы выявить общий уровень знаний школьников о Байкале. Хочу отметить, что многие ребята ответили правильно на 25–27 тестовых вопросов из 30, это хороший результат. У школьников такая богатая фантазия! В письменном задании было три вопроса, один из них требовал сравнения Байкала и Хубсугула по температуре, объему, флоре, фауне. Один ученик назвал Хубсугул «братком Байкала», – улыбается Елена Хлиманкова.
Сами ребята назвали тест несложным. Например, ученица 10-го класса усть-кутской школы № 9 Наталья Евдокимова ответила на все вопросы без труда, больше всего усилий потребовали развернутые вопросы.
Елена Хлиманкова также рассказала, что некоторые проекты удивили даже опытных специалистов по Байкалу. Поэтому приходилось обращаться за консультацией к другим экспертам, чтобы оценить работы. Например, жюри поразила команда Забайкальского края, которая презентовала проект, посвященный проблеме цветения токсичных цианобактерий, заражающих воду. Цианобактерии являются древнейшими фотосинтезирующими организмами на Земле, их возраст – 3,5 млрд лет. У цианобактерий есть гены, которые отвечают за выделение токсинов. При попадании в организм человека эти вещества могут поразить печень, нервную систему и привести к летальному исходу. С проблемой распространения токсичных цианобактерий в водоемах сегодня борются ученые всего мира. Микроорганизмы обитают во всех водоемах, в частности, ими сегодня поражена вода в озере Котокель Республики Бурятия. Проблемой ребята занялись в октябре прошлого года, после поездки в детский лагерь «Байкальский бор» в Бурятии. Ребята были там на летней краевой школе «Юный экскурсовод». Во время похода побывали на озере Котокель, вода и биоресурсы которого запрещены к употреблению. Школьники заинтересовались почему и узнали о проблеме токсичности цианобактерий. Начали исследовать тему, и в результате получился целый проект.
Школьники из поселка Еланцы Ольхонского района защищали проект «Возвращение к истокам», посвященный этноэкологическим традициям народов Ольхонского района. Идея проекта – возродить у современных жителей территории бережное отношение к природе. Для этого школьники хотят разместить в своем музее специальный стенд, на котором будет рассказано обо всех традициях народов Ольхонского района. Экспонат начнут оформлять в начале следующего учебного года.
– Мы хотим, чтобы о традициях бережного отношения к природе узнало как можно больше людей. В нашем школьном музее постоянно бывают экскурсии. Многие из тех, кто живет на берегу Байкала, не знает традиций предков и пренебрегает бережным отношением к озеру. За это нам должно быть стыдно, – рассказала один из авторов проекта восьмиклассница Ольга Амшеева.
Седьмого июня, когда оба тура закончились, для ребят прошла трехчасовая водная экскурсия на теплоходе «Бабушкин» по Байкалу. В этот же день участники олимпиады поработали на экологическом субботнике. Вместе с сотрудниками Прибайкальского национального парка и членами НКО «Защитим Байкал вместе» школьники навели порядок на побережье озера Байкал в Листвянке.
Восьмого июня состоялось торжественное награждение победителей. По итогам олимпиады первое место в командном конкурсе заняли ученики из поселка Еланцы Ольхонского района, второе место – у сборной команды школьников Иркутска, замкнула тройку лидеров школа № 17 из города Улан-Удэ. Среди проектов лучшей была признана работа команды из Забайкальского края, второе место – у школьников Шелеховского района, третье – у ребят из села Барлук Куйтунского района. Кроме того, были выбраны победители теоретического тура. Ребята получили дипломы и ценные подарки: домашние кинотеатры, музыкальные центры, туристические палатки, спальные мешки, мр3-плееры и многое другое. Также руководители делегаций получили благодарственные письма и Красную книгу Иркутской области.
[/EXP]