Спасение утопающих…
Техпроект Богучанской ГЭС обсудили в Общественной палате региона
Наполнение водохранилища Богучанской ГЭС началось в мае этого года. По информации правительства Красноярского края, до уровня в 208 м вода должна подняться к четвертому кварталу 2013 года. В Общественной палате Иркутской области состоялись слушания по скорректированному техпроекту «Богучанская ГЭС на реке Ангаре».
Оценивая негативное воздействие БоГЭС на окружающую среду, ученые к основным рискам относят потери лесного, минерально-сырьевого и охотничьего потенциала, ухудшение качества воды, потери археологического наследия, переформирование берегов Ангары, изменение климата.
На встречу собрались экологи, энергетики, ученые и представители властей из Иркутской области, Бурятии, Красноярского края. Выступающие подчеркивали, что при всей экономической значимости инвестропроект имеет ряд серьезных проблем, требующих анализа, проработки, а то и судебного разбирательства. Доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Восточно-Сибирского госуниверситета технологий и управления (г. Улан-Удэ) Сергей Шапхаев представил анализ правовой ситуации в связи со строительством БоГЭС. Докладчик сообщил, что ряд решений по станции был принят с нарушением действующего законодательства. Среди них отсутствие государственно-экологической экспертизы всего проекта, непроведение общественных слушаний.
– Проект незаконно был разделен на два этапа «плотина – ложе». В связи с градостроительным законодательством они не являются автономными и не могут рассматриваться отдельно, – сообщил докладчик.
Он также отметил, что ложе водохранилища нуждается в более тщательной лесоочистке: текущее состояние территории представляет опасность как для гидротурбин ГЭС, так и для экологии регионов, уверен эксперт. Отсутствие заключения техэкспертизы по объекту ученый также назвал недостатком проекта. По мнению докладчика, ключевые решения органов госвласти были приняты с нарушением законодательства.
Докладчик выдвинул предложение – составить обращение к руководству БоГЭС, правительству Иркутской области, администрации Красноярского края, депутатам Госдумы, чтобы они направили письмо в Генпрокуратуру с целью организации проверки законности решения о заполнении ложа Богучанки.
Сергей Шапхаев также предложил составить обращение в Федеральное агентство водных ресурсов России о правомочности действий красноярских энергетиков.
О проблемах, связанных с запуском БоГЭС, рассказал также заместитель директора по науке института Географии им В.Б. Сочавы СО РАН Леонид Корытный.
– Ситуация парадоксальная, – констатировал он. – Ложе заполняется, а заказчик на работу по его подготовке отсутствует.
Докладчик представил аудитории параметры БоГЭС, хронику ее строительства и оценку воздействия проекта на окружающую среду. К основным рискам эксперт отнес потери лесного, минерально-сырьевого, охотничьего потенциала. К негативным факторам строительства также относятся ухудшение качества воды, потери археологического наследия, переформирование берегов Ангары, изменение климата, переселение граждан. Отмечалось, что потери пойменных, долинных земель и освоение новых площадей за пределами нынешней земледельческой полосы приведет к изменению всей территориальной организации землепользования. Затопление приведет к уничтожению мест произрастания редких растений, нарушению ареалов обитания животных. Этот процесс продолжительный во времени и фактически необратимый.
– Суммарный ущерб от негативного воздействия БоГЭС оценивается в 89,6 млрд рублей, из которых 73% (65,9 млрд руб.) – некомпенсируемый ущерб, – резюмировал докладчик.
Представитель института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Владимир Савельев подтвердил, что в данный момент потребности в запуске нового мощного источника электроэнергии в объединенной энергосистеме Сибири нет.
– В начале строительство БоГЭС ее выход на полную мощность был запланирован на 2000 год. Предполагалось, что электропотребление в ОЭС Сибири составит 675 млрд кВт/ч. Фактически же потребление в 2010 году составило 208,35 млрд кВт/ч, а в 2011-м снизилось до 206,46 млрд. кВт/ч.
В ОЭС Сибири электроэнергия БоГЭС не будет востребована, уверен эксперт, основными ее потребителями станут Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы, запуск которых еще не состоялся. Кроме того, схема передач мощностей Богучанской ГЭС готова лишь частично, отметил эксперт.
О проблемах обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных в зоне затопления, рассказал член президиума ИРО ВООПИиК Виталий Барышников.
На территории, которая попадает под воду в нашем регионе, насчитывается 60 объектов археологии с совокупной площадью почти 117 га. На 75 гектарах, которые непосредственно будут затоплены, раскопки не проведены.
– Необходимо выделение порядка 1 млрд 800 млн рублей на спасение объектов от затопления. Они будут сохранены при условии, что полевые сезоны продлятся с конца мая по октябрь в течение трех лет и в работе примут участие более 5 тыс. человек.
В этом году, по словам Виталия Барышникова, из Едармы и Невона, которые попадают в зону затопления, необходимо перенести пять усадеб с двадцатью постройками.
– Принято решение о переносе их в «Ангарскую деревню» близ Братска. За счет федеральных средств на эти цели предусмотрено 150 млн рублей, однако финансирование еще не открыто, – отметил глава Общества по охране памятников.
В целом средств на системные спасательные работы, по оценкам ученых-археологов, просто не хватит. На слушаниях было предложено обратиться к заказчику строительства БоГЭС – компании «РусГидро» с просьбой о выделении дополнительного финансирования этих работ.
Представители компании «РусГидро» в общественных слушаниях участия не приняли. Как отметила сопредседатель ИРОО «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова, «посчитав это нецелесообразным». Председатель Красноярской региональной экологической организации «Плотина» Алексей Колпаков выразил мнение, что нежелание заказчика БоГЭС открыто обсуждать проблемы, связанные с проектом, дискредитирует саму его идею.
Участники слушаний выразили намерение предпринимать все возможные усилия, для того, чтобы если не предотвратить, то хотя бы снизить негативные последствия проекта БоГЭС на окружающую среду.