Детские омбудсмены Сибири предлагают реформировать спецпрофтех училища закрытого типа

Работу специальных профессиональных училищ закрытого типа рассмотрели участники в рамках заседания координационного совета уполномоченных по правам ребенка в регионах СФО в Томске. Детские омбудсмены посетили несколько учреждений, в которых содержатся подростки и проверили условия, в которых живут и воспитываются несовершеннолетние.

Уполномоченные посетили Томскую воспитательную колонию для несовершеннолетних девушек. В ней содержатся осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления со всей Сибири и Зауралья. Проведен личный прием уполномоченными регионов, чьи девочки находятся на территории колонии.

Сейчас в учреждении, рассчитанном на 400 человек, отбывают наказание чуть более 50. В этой колонии с недавних пор введена так называемая система социальных лифтов. Цель нововведения – стимулировать преступивших закон к исправлению. По словам заместителя начальника УФСИН России по Томской области Олега Уварова, система социальных лифтов предполагает нахождение осужденных в ряде условий. Это предусмотрено законом: обычные и облегченные условия. Также имеются строгие условия отбывания наказания. В каких условиях будут отбывать срок осужденные, напрямую зависит от их поведения и желания исправится.

[EXP]

Кроме того, уполномоченные по правам ребенка регионов СФО по итогам Координационного совета предложили реформировать систему спецучилищ для несовершеннолетних преступников в связи с беспорядками в этих учреждениях. Эти предложения направят федеральным властям. Сейчас в России работает 20 специальных профессионально-технических училищ закрытого типа, в которые определяются подростки по решению суда за различные преступления, в том числе тяжкие. В прошлом году было совершенно два массовых побега из спецучреждений в Свердловской и Костромской области. С начала 2012 года произошло уже три подобных инцидента – в Новосибирской, Свердловской и Тульской областях.

Уполномоченные отметили, что нужно потребовать или кардинального изменения в системе спецучилищ, или их закрытия, поскольку в колонии для несовершеннолетних идет процесс воспитания, а училище, по сути, – это курсы повышения криминальной квалификации. В Сибири работает 4 из 20 спецучилищ для несовершеннолетних. В подобных учреждениях дети во время отбывания срока получают среднее образование и рабочую специальность. Один спецтехникум рассчитан в среднем на 200 воспитанников, однако на деле они заполнены меньше, чем на половину.

На совете участники решили проинформировать Павла Астахова по ситуации и возникающим проблемам в деятельности  спецучилищ на примере  Кемеровской и Новосибирской областей, в том числе, особо отметить необходимость изменения законодательства с целью реформирования системы  специальных профессиональных училищ закрытого типа. Возможно рассмотреть целесообразность существования таких учреждений, поскольку они не выполняют задачи перевоспитания. А также активизировать общественный контроль над деятельностью специальных профессиональных училищ закрытого типа, в частности, обратить внимание на основания, по которым дети попадают в такие учреждения, наличие  криминального опыта и возраст.

[/EXP]