20.06.2012 07:15
Рубрики
Территории
Теги
20.06.2012 07:15

В Тайтурке открыли цех по сборке комбайнов и тракторов

Весь церемониальный набор был в наличии: гости, речи, красная ленточка… На первый взгляд вроде бы не по чину – всего-навсего открытие небольшого цеха по сборке комбайнов и тракторов, поступавших в полуразобранном виде с Россельмаша. Но все собравшиеся отмечали – событие для областного сельского хозяйства знаковое.

Когда техника приходила уже в собранном виде и не было возможности заглянуть внутрь, узнать, насколько надежно все состыковано, от нареканий просто нереально было избавиться. Тогда и возобладала мысль: закупать не комбайны, а комбайнокомплекты, а из них уже на месте, тщательно и ответственно, не поря заводской горячки собирать машины целиком.

Авторское право на затею с цехом принадлежит гендиректору ЗАО «Облагроснаб» Валерию Попову. Его предприятие – наследник некогда могущественной «Сельхозтехники», снабжавшей областное крестьянство набором сельскохозяйственных машин.

Жизнь гендиректора, как признается сам Попов, мало чем отличалась от его былой жизни директора совхоза.

– Я тогда спал вполглаза. Лежишь и ждешь телефонного звонка: то машина перевернулась, то потрава, то коровы не доены… Здесь та же картина: то там трактор отказал, то комбайн встал… Претензии не к заводу, а к нам: продали – отвечайте. Вот и мотались по всей области, устраняли чужие грехи.

При прежнем раскладе, когда техника приходила уже в собранном виде и не было возможности заглянуть внутрь, узнать, насколько надежно все состыковано, от нареканий просто нереально было избавиться. Тогда и возобладала мысль: закупать не комбайны, а комбайнокомплекты, а из них уже на месте, тщательно и ответственно, не поря заводской горячки, собирать машины целиком. Ну и, естественно, брать при этом всю ответственность на себя.

Но для этого нужно было выполнить как минимум три условия. Во-первых, выбрать надежного поставщика. Выбор пал на Россельмаш. Флагман комбайностроения, он в 80-е годы выпускал до 80 тыс. комбайнов в год. В 2000 году был на краю банкротства – спас приход частных инвесторов. Сегодня выпускает 10 тыс. зерноуборочных комбайнов четырех моделей, которые считаются лучшими из отечественных.

Во-вторых, кому доверить сборку? Решили: надо учиться. Откомандировали на Россельмаш пятерку самых сноровистых ребят, которым после стажировки устроили такой экзамен, после которого впору вручать инженерный диплом.

Ну и, в-третьих, нужна была крыша, под которой можно круглый год вести сборку. Где разместить, вопроса не возникало. В Тайтурке, что под Усольем. Очень удобное место, можно сказать, на развилке всех дорог. Сами проект нарисовали, что-то прикупили, что-то, как смеется Попов, «со свалки притащили». И вот, пожалуйста, и до красной ленточки добрались. За ней в полной готовности стоят два собранных и готовых к отправке «Вектора».

– Это самая простая и надежная модель зерноуборочного комбайна, – объяснил Валерий Попов. – За сезон способна убрать 700 гектаров зерновых, потерь никаких, зерно чистое… А кабина, посмотрите, какая! Круговой обзор, кондиционер…Это же «мерседес» российской сборки.

С Поповым соглашается директор совхоза ЗАО «Большееланское» Виталий Шадрин:

– Культура совсем другая, наши комбайнеры в белых рубашках работают. Мы четыре «Вектора» в прошлом году взяли, надо бы еще, так проблема: некого сажать на комбайны. Старики уходят, а из молодых не всякому доверишь, машина сложная.

Попов решил одним махом решить и проблему кадров. С февраля по март здесь же, в Тайтурке, будут обучать и механизаторов, и инженеров работе на «мерседесах» российской сборки. Между прочим, сравнение не очень хромает. Все главные узлы в «Векторе», от которых зависит надежность и долговечность, импортные: двигатели английские, мосты немецкие, гидравлика швейцарская…

Даже великий скептик отечественного сельхозпрома, предпочитающий платить вдвое дороже за немецкие комбайны («Вектор» стоит 5,8 млн рублей), генеральный директор АО «Белореченское» Гавриил Франтенко и тот взял в прошлом году один «Вектор» на испытания.

– Да, на данный момент это лучший комбайн в России, подчеркиваю, в России – соглашается он. – По сравнению с прошлыми моделями это, конечно, шаг вперед. Побьет он немецкую технику – я буду только рад.

Еще одна изюминка затеи Попова: техническое обслуживание. Отработала техника положенное количество часов – к ней отряжается летучий отряд механиков, которые замерят параметры, отрегулируют электронику, подтянут, настроят, смажут… То есть полное техническое сопровождение на все время эксплуатации.

– Нельзя оставлять того же фермера один на один с техникой, – соглашается замминистра сельского хозяйства Юрий Бажанов. – Машины сложные, не каждому по зубам.

Сегодня у крестьян, рассказывает он, есть несколько способов приобрести сельхозтехнику. С нынешнего года заработала, например, федеральная программа по утилизации. Сдаешь старый комбайн, точнее документы на него (сам комбайн можешь разобрать на запчасти), – получай за полцены новый, да еще с годовой рассрочкой по выплатам. Все отпущенные области на эту программу деньги, а это 80 млн рублей, уже использованы.

Можешь купить технику через Россельхозбанк. Из своих денег оплачиваешь 10% стоимости, остальные 90% – средства банка. Кредит дается на несколько лет, процентную ставку по нему погашает областной бюджет.

Испытанный способ – лизинг, по которому половину стоимости приобретенной техники тоже покрывает областной бюджет.

– Денег на это в бюджете выделено достаточно, – заверил Юрий Бажанов. – И выплаты идут по графику.

Ну и, наконец, инвестпроекты, которые культивируются в области уже второй год.

– Тут главное – рассчитать свои силы, – подчеркнул замминистра. – А то некоторые замахнулись, а обещанных результатов не добились.

Это к Попову не относится. Он своего всегда добивается. Крестьянская закваска. Не успел цех закончить, а уже готовит проект целого технического центра на окраине Иркутска. И ведь построит. Хотя шутливо жалуется:

– Доходы мизерные. Они же как прицепятся: продай дешевле, продай дешевле, ну и куда денешься, дело-то общее, спускаешь цену до предела.