Розница набирает обороты
С начала 2012 года в Иркутской области отмечаются высокие темпы роста оборота розничной торговли – 105,7% против 100,7% за аналогичный период прошлого года. В первом квартале увеличение оборота зарегистрировано во всех муниципальных образованиях.
В администрации Иркутского района прошло областное совещание, посвященное развитию розничной торговли в муниципальных образованиях. Участие в нем приняли представители местных администраций и предприятий. Темой для обсуждения была выбрана реализация Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» на территории Иркутской области.
18,3 тыс. предприятий розничной торговли работают в Иркутской области.
Как рассказала заместитель руководителя службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Наталья Захарова, за четыре месяца 2012 года в Приангарье наблюдается заметное увеличение оборота розничной торговли – 105,7%. Самый высокий рост зафиксирован в Иркутске (9,2%), Зиминском районе (7,6%) и Усть-Илимске (6,5%).
– Торговля занимает одно из ведущих мест в экономике Иркутской области, – отметила Наталья Захарова. – В структуре валового регионального продукта ее доля составляет 10,7%. Предприятия оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования обеспечивают 7,6% всех областных налоговых платежей.
Рост оборотов розничной торговли тянет за собой и увеличение количества занятых в сфере торговой деятельности. В 2011 году их число достигло 75,3 тыс. человек. Это почти 10% от экономически активного населения региона. Торговая площадь предприятий в настоящее время составляет более 1,6 млн кв. м. За прошлый год она расширилась более чем на 72 тыс. кв. м. В итоге обеспеченность торговыми площадями в Иркутской области превышает нормативные показатели в два раза – вместо 468 кв. м на 1 тыс. жителей приходится 717,8 квадрата.
Наталья Захарова добавила, что розничная торговля служит неким индикатором благосостояния населения. По данным службы потребительского рынка, в 2012 году удельный вес продовольственных товаров составил 40,3%, непродовольственных – 59,7% (в январе-апреле 2011 года – 42,9% и 57,1% соответственно). Такая динамика говорит об улучшении уровня жизни.
– В Иркутской области продолжается активное развитие торговых сетей, причем увеличиваются площади торговли современных форматов, – заявила Наталья Захарова. – В то же время необходимо отметить неоднородность в развитии сетевой торговли по территории области. Например, на долю Иркутска приходится 60% всех современных предприятий. В 2011 году розничные торговые сети формировали в среднем по области 14% общего объема оборота розничной торговли. В 2010 году этот показатель составил 12,3%.
По данным службы, в Иркутской области насчитывается более 1 тыс. фирменных магазинов, киосков, павильонов, отделов или мест на рынках, в торговых центрах и магазинах. Крупные сети принадлежат ООО «Янтарь», СХОАО «Белореченское», СПК «Окинский», ООО «Саянский бройлер», СХПК «Усольский свинокомплекс», ОАО «Каравай», ЗАО «Ангарский мясоперерабатывающий комбинат» и ООО «Транспортная компания Иркутского хлебозавода».
Наталья Захарова сообщила, что в ноябре 2012 года крупнейшая компания «МЕТРО Кэш энд Керри» планирует открыть торговый центр в Иркутске. Ассортимент магазинов мировой сети составляет свыше 50 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров. В начале июня представители российского подразделения немецкого холдинга «МЕТРО Кэш энд Керри» провели конференцию для локальных поставщиков сибирского региона. Сельхозпроизводители и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Приангарья ознакомились со стратегическими направлениями развития компании, стандартами качества и ассортиментной политикой МЕТРО.
Однако, несмотря на положительные тенденции развития розничной торговли, Наталья Захарова отметила сокращение отделов потребительского рынка и специалистов этой сферы в местных администрациях.
– Зачастую на специалистов, занимающихся лицензированием розничной продажи алкогольной продукции и другими функциями по потребительскому рынку, возложено множество других функций, несвойственных торговле, – подчеркнула Наталья Захарова. – Между тем, они исполняют полномочия, содержание которых осуществляется за счет областных субвенций.
Заместитель начальника службы также обратила внимание собравшихся на проведение ярмарок, которые помогают местным производителям, владельцам личных подсобных хозяйств, садоводам и огородникам реализовать свою продукцию. В 2011 году на территории области прошло 1,7 тыс. различных ярмарок. Самыми активными являются Ангарск, Иркутский район, Усолье-Сибирское, Иркутск и Усть-Кут. В некоторых муниципальных образованиях ярмарки не проводились вообще. Например, в Жигаловском, Тулунском и Ольхонском районах. А в городах Бодайбо, Тулун, Заларинском, Куйтунском и Баяндаевском районах было проведено за весь год только по одной ярмарке. На этот год в регионе запланировано проведение 788 ярмарок.
– Необходимо объединить усилия службы потребительского рынка Иркутской области, министерства сельского хозяйства и муниципальных образований по организации и проведению так называемых кустовых региональных ярмарок с привлечением местных сельхозпроизводителей нескольких муниципальных образований по утвержденному графику, – считает Наталья Захарова.
Она также напомнила, что до 2013 года в соответствии с действующим законодательством розничные рынки из временных сооружений должны стать капитальными. Для сельскохозяйственных рынков срок перевода заканчивается в 2015 году. Из 46 действующих рынков на территории Иркутской области 20 рынков расположены в капитальных зданиях, 18 – во временных сооружениях, восемь рынков – в капитальных и временных зданиях. В настоящее время только шесть компаний, управляющих розничными рынками, ведут разработку проектов по строительству капитальных зданий и сооружений для размещения рынков. В Ангарске планируется открытие сельскохозяйственного муниципального рынка.
– Позитивные результаты на потребительском рынке области вполне очевидны, но работа в этом направлении предстоит еще очень большая, – подытожила Наталья Захарова. – Органам местного самоуправления необходимо продолжить формирование достаточной конкурентной среды, обеспечить защиту внутреннего рынка, поддерживая отечественного производителя, и привлекать инвестиции в сферу торговли.