Мастер на все руки
Выставка работ Виктора Огиенко проходит в галерее «DiaS»
Художник широкого спектра дарования – так говорят про Виктора Огиенко коллеги и искусствоведы. А ученики и друзья отмечают его прекрасные личные качества. При этом работы автора настолько масштабны, что их не может вместить ни один зал.
Судите сами: комплекс «Байкал» в Карл-Маркс-Штадте (ГДР), козырек на здании «Братскгэсстроя», двери главного входа иркутского музыкального театра, оформление санатория «Братское взморье», и это далеко не полный перечень произведений известного мастера. Однако на выставке, которая проходит в арт-галерее «DiaS», представлена живопись и произведения малых декоративных форм Виктора Огиенко. Она посвящена 65-летию автора.
Родился Виктор Огиенко в Бердянске на Украине, но уже 40 лет живет в Сибири, где сформировалась его творческая биография. Образование он получил в Ужгородском училище прикладного искусства им. И. Э. Грабаря и Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). В 1975 году его направили в Братск в художественно-производственные мастерские. Здесь он разрабатывает и исполняет большое количество проектов как для областного центра, так и для северной столицы региона, работает главным художником в Братске и Иркутске. Особенное место в его творчестве занимает изготовление медалей, посвященных БАМу, Байкалу. В 1980-е годы Виктор Огиенко в соавторстве исполняет несколько больших проектов: фриз на тему детских народных сказок (детское кафе «Сказка» в Братске), декоративный рельеф «Байкальская легенда» (санаторий «Братское взморье»). Именно тогда он полюбил и почувствовал традиционный для региона материал – дерево: сосну, кедр, ель. В экспозиции представлены образные работы художника из этих материалов – «Иней», «Вьюга», «Север», «Танец» и другие.
– Интерес к работам из дерева сейчас, к сожалению, упал – все стараются сделать интерьер подешевле, но штучные вещи дешевыми не бывают, – говорит Виктор Огиенко. – Я за то, чтобы в унифицированной современной квартире было что-то, греющее душу, имеющее свою энергетику. Сейчас я все меньше занимаюсь деревом. Большой период заняла живопись, и хотя я никогда не считал себя гениальным живописцем, но мои работы в мастерской не задерживались. Теперь настало время подводить и эту черту, со следующего года займусь ювелирным искусством. Ведь я заканчивал в Строгановке факультет, который называется «Художественные изделия из металла, дерева, пластмассы, керамики, стекла, кожи и других материалов». И хочу не просто создавать украшения, но и преподавать студентам, постараться сформировать в Иркутске оригинальную школу.
Кстати, с 1993 года по настоящее время Виктор Огиенко преподает спецдисциплины на декоративно-прикладном отделении в Иркутском художественном училище. А в 2001–2002 году он учил студентов университета ПЭДЖЭ, города Таеджон в Южной Корее, и в Сеуле состоялась его персональная выставка.
Некоторые из работ, посвященных этой стране, можно увидеть на персональной выставке. Всего в экспозиции 30 работ, большая часть из которых – живопись.
– Виктор Николаевич замечательный педагог, его любят и помнят студенты. Он поддерживают с ними постоянный контакт. Летом они «слетаются» из разных уголков мира и приходят к нему в мастерскую рассказать о своих успехах, – говорит директор Иркутского художественного училища Людмила Назарова. – Диапазон его как художника очень широк – он может работать в керамике, стекле, металле, коже и других материалах. Декоративно-прикладное искусство очень дорогое – затраты на него огромны, но ценится оно сегодня не так высоко, как того достойно.
Виктор Огиенко принял участие в 50-ти выставках. Он автор официального герба города Братска. Награжден почетным знаком Министерства культуры СССР «За культурное обслуживание строителей БАМа», почетной грамотой областного совета профсоюзов, знаком «Ударник социалистического труда ГДР», Почетной грамотой Общества дружбы ГДР–СССР и многими другими знаками отличия.