Губернатор потребовал навести порядок на водном транспорте
Любой турист, путешествуя по Ангаре и Байкалу, порой даже не догадывается, что рискует здоровьем, а то и жизнью. Потому что зачастую судовладельцы работают без лицензии, а сами суда построены с нарушением требований безопасности. Как навести порядок на рынке водных круизов? Ответ на этот вопрос искали участники совещания в областном правительстве, где обсуждались вопросы безопасности на водном транспорте.
Общая протяженность водных путей Байкало-Ангарского бассейна, по которым ходят суда, составляет почти 4 тыс. км. Здесь зарегистрировано 28 лицензированных компаний и 76 лицензированных судов, из них около 60 ходит по Байкалу. При этом, не имея лицензии, на том же Байкале работает около 190 судов. Примерно 140 из них занимается коммерческой деятельностью. Каждый, кто присутствует на таком плавсредстве – заложник нерадивости, подчеркнул губернатор области Сергей Ерощенко.
– Этот рынок должен стать цивилизованным. Необходимо прекратить незаконное строительство судов на Байкале и организовать лицензированные перевозки пассажиров и туристов, – потребовал губернатор.
Глава региона пообещал проверить работу судостроительных предприятий лично. Обращаясь к туроператорам, глава региона приказал прекратить лоббировать интересы фирм, которые не могут гарантировать безопасность судов и отдыха на воде. Такие фирмы необходимо навсегда вычеркивать из списков туроператоров как теневые и неконкурентоспособные.
От представителей надзорных органов губернатор потребовал навести порядок в содержании и устройстве причальных сооружений.
– Почему вы не проверяете причалы в Солнечном, где стоят суда? Не штрафуете, не выписываете предписаний? – обратился глава региона к руководству Управления Росприроднадзора по Иркутской области.
Восточно-Сибирский транспортный прокурор Анатолий Мерзляков призвал ГИМС ужесточить контроль при регистрации судовладельцев. Он также указал на недостатки работы областного Росприроднадзора:
– Судостроительные предприятия наносят значительный вред природе, сбрасывают краски и растворители прямо в Байкал, в Ангару. А мы эту воду пьем.
Транспортный прокурор подчеркнул, что ни одно судно не имеет права выйти в плаванье, не заключив договор на сбор сланевых вод, бытовых отходов, мусора. Также прокурор поднял вопрос о штрафных стоянках, где задерживаются суда. 236 нарушений было насчитано за последнее время по таким причальным сооружениям.
Заместитель начальника Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Григорий Прокофьев отметил, что судоходы порой не знают элементарных правил судовождения. Многие из них занимаются коммерческой деятельностью, не умея грамотную эксплуатировать флот, констатировал представитель силового ведомства.
Председатель Сибирской байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко рассказал, что существует список судов, которые имеют право заниматься коммерческой деятельностью.
– Незаконных судовладельцев мы поставили в такие рамки, чтобы они навели у себя порядок, – заверил он.
Он посетовал на недостаток в Байкало-Ангарском бассейне прогулочных судов и предложил развивать судостроительную отрасль.
Сергей Ерощенко согласился, что этот вопрос надо решать и что судостроительный завод на Байкале должен быть. При этом глава региона указал, что недобросовестные туроператоры порой не платят налоги. А за неимением капитализации трудно создавать новые производства. Коснувшись вопроса налогов, губернатор потребовал от службы финконтроля объективных данных по состоянию налоговых платежей в отрасли.
На совещании отмечалось, что задача всех специалистов – организовать грамотную эксплуатацию флота, лицензионно допущенного к перевозкам пассажиров и туристов. Также губернатор поручил решить вопрос создания общей диспетчерской службы.
СПРАВКА:
В Иркутской области зарегистрировано 1,1 тыс. судов в разных регистрах и более 40 тыс. маломерных судов. В 2005 году в регионе было зарегистрировано 248 происшествий на воде и 228 погибших, в 2011 году – 58 происшествий и 54 погибших.