29.06.2012 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
#БЦБК
29.06.2012 07:15

БЦБК продолжает ультимативный диалог с местной властью

Байкальск и его верный спутник – целлюлозно-бумажный комбинат вновь в центре внимания. Сначала градообразующее предприятие пригрозило ограничением подачи тепла в городе, если долги не будут погашены. Вопрос решен после вмешательства областных властей. Сегодня БЦБК отказывается принимать бытовые отходы города. Решение этой проблемы пока не найдено.

41 млн рублей задолжали БЦБК ООО «Тепловые сети» за потребленную тепловую энергию

Тепло в долговой яме

После некоторого затишья Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат снова начал будоражить моногород. Что интересно, буквально сразу же после безапелляционного заявления губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко о необходимости закрытия БЦБК. 15 июня предприятие грозило ограничить подачу тепловой энергии за долги ООО «Тепловые сети» в размере 41 млн рублей. Как сообщалось ранее в пресс-релизах БЦБК, коммунальщики увеличили задолженность в два раза буквально за полгода. «Если в феврале из 11 млн рублей, начисленных «Тепловым сетям», было погашено 9 млн рублей, то уже в мае из 9 млн рублей – всего 5,7 млн рублей», – говорится в пресс-релизе.

Реакция главы города Валерия Пинтаева на закрытие полигона была слишком эмоциональной. Как сообщает пресс-служба БЦБК, 20 июня он прибыл с колонной мусоровозов и пытался проехать, срубив топором замок на шлагбауме.

В то же время, по информации заместителя главы администрации города Байкальска Татьяны Глукман, за отопительный период 2011 – 2012 годов населению было начислено порядка 38 млн рублей, погашено – 37 млн рублей. В структуре доходов «Тепловых сетей» 83% составляют платежи горожан, 15% – бюджетной сферы, остальное – сторонние организации. Всего за отопительный период БЦБК получил 53 млн рублей от коммунальщиков Байкальска. Однако задолженность сохранилась и, как утверждают на комбинате, даже приумножилась.

– Я считаю, что у города Байкальска есть чему поучиться другим муниципальным образованиям, – заявила в свою очередь Татьяна Глукман. – Дело в том, что муниципальное коммунальное предприятие обанкротилось, и на его базе была создана частная компания «Тепловые сети». Мы успешно с ней проходим отопительные сезоны, несмотря на то что очень много проблем с БЦБК. Задолженность перед комбинатом за потребленное тепло накопилась у населения не за один год, а в основном во время нестабильной работы градообразующего предприятия, когда людям не платили зарплату. Однако руководство БЦБК считает, что ООО «Тепловые сети» реализует неэффективный менеджмент.

Коммунальный кризис в Байкальске возник не в этом году. Подобная ситуация была и по завершении прошлого отопительного сезона. Местные власти не смогли договориться с комбинатом, и только после вмешательства областного правительства был найден компромисс – составлен график погашения задолженности «Тепловых сетей». Татьяна Глукман утверждает, что с трудом, но он был выполнен до октября 2011 года. Правда, несмотря на это задолженность перед комбинатом все равно осталась. Замглавы администрации города предполагает, что большую лепту в коммунальные долги вносит неучтенная теплоэнергия – потери на сетях из-за ветхости. 

– С ноября прошлого года мы начали устанавливать на системе теплоснабжения специальные приборы, которые позволяют регулировать подачу тепла в дома, – добавила Татьяна Глукман. – Кроме того, ставим счетчики на самих сетях, чтобы учитывать теплопотери. Например, на наружных сетях планируется установить три регулирующих узла, которые сделают систему более гидроустойчивой. В 38 домах уже появились балансирующие клапаны. Все это даст возможность регулировать какую-то долю сверхнормативных потерь. В результате в конце следующего отопительного сезона мы будем иметь 15 – 20% экономии.

Третий не лишний

На прошлой неделе в ходе переговоров с первым заместителем председателя правительства Иркутской области Владимиром Пашковым руководство БЦБК согласилось приостановить введение режима ограничения теплоэнергии. Вновь был составлен график погашения задолженности «Тепловых сетей». Менеджмент комбината обещал, что при выполнении всех обязательств коммунальщиками предприятие будет бесперебойно снабжать жителей Байкальска горячей водой и вести подготовку к отопительному сезону. Если график сорвется, то БЦБК ограничит или полностью отключит город от подачи теплоэнергии. Меры жесткие и больше похожи на шантаж, чем на отношения двух хозяйствующих субъектов. Между тем, региональные власти считают, что можно было обойтись без их вовлечения в решение этой проблемы. А вот у Татьяны Глукман свой взгляд на данный вопрос:

– Без схемы теплоснабжения города, реальных рычагов влияния на ресурсоснабжающую организацию у нас нет. Сегодня этот документ только разрабатывается. Думаю, ни один город не может похвастать наличием утвержденной схемы теплоснабжения.

В итоге местная власть предприняла грубый и ничего не решающий шаг – не пустила работников БЦБК в тепловую камеру, где расположены секущие задвижки. В письме к руководству комбината администрация Байкальска только просит не отключать город и напоминает о том, что «БЦБК является градообразующим предприятием, и руководители его несут ответственность за социально-экономическое положение в городе». Получается, местные власти снова прячутся за «градообразующими проблемами», привлекая к ним внимание всех, и в первую очередь областного правительства.

Мусорный тупик

А целлюлозно-бумажный комбинат только подпитывает это внимание – 15 июня не был продлен договор с ОАО «Управление жилищно-коммунальными системами» на вывоз городского мусора. Как рассказала Татьяна Глукман на прошлой неделе, с обеда 18 июня въезд на полигон закрыт и охраняется службой безопасности БЦБК.

Коммунальщики захламили карту Бабхинского золоотвала мусором. В администрации Байкальска объяснили это тем, что нет специальной техники для содержания полигона.

– Твердые бытовые отходы Байкальска с 1996 года вывозятся на карту № 12 Бабхинского золоотвала, которая ранее предназначалась для складирования золы ТЭЦ, – напомнила Татьяна Глукман. – Заполнение карты, рассчитанной на 750 тыс. кубометров, осуществлялось в 1986 – 1988 годах и составило 80% всего объема. Поэтому и было принято решение об организации полигона ТБО на этой карте. До 2007 года осуществлялась нормальная деятельность по эксплуатации свалки, а затем началась неразбериха.

Виной тому, по мнению заместителя главы Байкальска, – принятый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому полномочия по организации сбора и вывоза ТБО возлагаются на поселение, а утилизация и переработка отходов – на районную власть. Разобраться в своих функциях органы местного самоуправления первого и второго уровня, видимо, не смогли.

– Мы стараемся в течение ряда лет выстроить конструктивный диалог с собственником карты и коммунальными предприятиями, – отмечает Татьяна Глукман. – В феврале 2010 года, например, нам удалось в очередной раз договориться с руководством комбината о безвозмездном пользовании полигоном, взяв на себя всю ответственность. Полигон до февраля 2011 года эксплуатировало ООО «Жилье».

Противостояние переросло в конфликт в ноябре прошлого года, когда, по информации администрации Байкальска, управляющий директор комбината издал приказ о перекрытии всех подъездов на полигон. В ходе недельных переговоров было принято решение о смене компании, эксплуатирующей карту. Договор на полгода был заключен с МУП КОС БМО. Работа этой организации БЦБК также не устроила, и в мае подписан контракт на месяц с ОАО «Управление жилищно-коммунальными системами». Продления договора не произошло все по той же причине – ненадлежащая эксплуатация полигона. Как отметили в пресс-службе комбината, эти три организации совершенно не следили за состоянием карты – просто скидывали в нее твердые бытовые отходы, не ровняя, оставляя за собой по дороге шлейф из мусора. В администрации города объяснили это тем, что нет специальной техники для содержания полигона.

Временная мера

– Мы предлагали предприятию самому заняться эксплуатацией полигона, но согласия так и не последовало, – добавила Татьяна Глукман. – Руководство БЦБК прекрасно понимает, что у города нет другого полигона и создание его невозможно из-за нахождения в центральной экологической зоне. В соответствии с проектом генерального плана города полигон ТБО Байкальска находится на 12-ой и 13-ой картах Бабхинского золоотвала. Кстати, земля, занятая под картами, является государственной собственностью и арендуется БЦБК до 2015 года. На мой взгляд, содержанием карты должны заниматься арендаторы. Комбинат в свою очередь предлагал нам приобрести полигон, но сделка невозможна, потому что карта находится в залоге «Иркутскэнерго».

Реакция главы Байкальска Валерия Пинтаева (ушедшего накануне в отпуск) на закрытие полигона была слишком эмоциональной. Как сообщает пресс-служба БЦБК, 20 июня он прибыл с колонной мусоровозов и пытался проехать, срубив топором замок на шлагбауме. Договориться с комбинатом таким образом у главы города не получилось, и он опять же обратился за помощью к областному правительству. 22 июня прошло совещание под председательством заместителя председателя правительства Иркутской области Николая Хиценко.

– Было принято краткосрочное решение административно-силового характера, поскольку на заседании отсутствовали первые лица БЦБК и «Иркутскэнерго», – рассказал Николай Хиценко. – Перспективы будем обсуждать с руководством комбината и «Иркутскэнерго» в ближайшее время.

В настоящее время весь мусор Байкальска вывозится на полигон города Слюдянка. По словам Николая Хиценко, на прошедшем совещании директор по продаже энергоресурсов «Иркутскэнерго» Олег Причко обещал рассмотреть юридическую возможность вывода карты из залога, чтобы можно было передать ее городу. Кроме того, будет обсуждаться вариант рекультивации накопленных промышленных отходов БЦБК путем засыпания карт мусором, а затем грунтом.