Город без пробок
Министерство транспорта РФ намерено обязать городские власти разрабатывать транспортные стратегии
Как бороться с пробками в крупных городах? Ответы на этот вопрос искали участники российско-германской конференции по транспортно-градостроительному планированию. Не исключено, что в ближайшем будущем появится совместный проект по этой теме двух вузов – университета Баухауз города Веймара и Научно-исследовательского Иркутского государственного технического университета.
Властям Иркутска необходимо заняться строительством линий общественного транспорта, дополнительных дорог, парковок, которые бы разгрузили дорожную сеть. Причем решения по транспортному планированию должны разрабатываться параллельно с планами строительства.
Ректор ИрГТУ Иван Головных отметил на открытии конференции «Совершенствование образования в области городского и транспортного планирования» 25 июня, что немецкие специалисты достигли больших успехов в транспортном планировании. Например, одна из компаний Германии является лидером в разработке программных продуктов транспортного моделирования. Коллеги из немецкого университета Баухауз были приглашены на конференцию в Иркутск, чтобы поделиться своим опытом.
– Сегодня Сибирский регион и, в частности, Иркутская область – это активно развивающаяся территория, – заявил на открытии конференции заместитель председателя правительства области Николай Хиценко. – В российских городах складывается общая тенденция к увеличению количества автомобильного транспорта, что, безусловно, сказывается на развитии территорий. Решения, которые принимались по градостроительству несколько лет назад, требуют пересмотра и корректировки. Для того чтобы избежать транспортных коллапсов и не нарушить экологию региона, необходима работа грамотных специалистов. Поэтому для нас очень важен мировой опыт решения этих проблем.
Начальник отдела организации дорожного движения департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко подчеркнул, что городу Иркутску не хватает сбалансированности в градостроительных решениях. По его словам, пока пропускная способность дорог достаточна для передвижения автомобильного транспорта. Однако постоянный рост количества машин и активная застройка города в ближайшие годы может в корне изменить ситуацию.
– Городским властям необходимо заняться строительством линий общественного транспорта, дополнительных дорог, парковок, которые бы разгрузили дорожную сеть, –добавил Владимир Луговенко. – Причем решения по транспортному планированию должны разрабатываться параллельно с планами строительства. На федеральном уровне мы пытаемся включить в Градостроительный кодекс нормы, которые бы обязывали городские власти разрабатывать транспортные стратегии. Сейчас мы готовим закон об организации дорожного движения, где эти нормы планируется прописать. К новому году, надеюсь, мы внесем закон в Государственную Думу РФ.
Профессор кафедры менеджмента и логистики на транспорте ИрГТУ Александр Михайлов рассказал на конференции о транспортной лаборатории, которая была создана в вузе в 2004 году. По его словам, именно технический вуз Иркутска стал одним из первых пользователей программных продуктов по транспортному моделированию мирового лидера компании PTV. Сегодня лаборатория готовит высококвалифицированные кадры в области транспортного планирования. За восемь лет были выполнены практические проекты – сделан прогноз распределения транспортных потоков по четырем сценариям развития Иркутска, разработана концепция общественного транспорта в областном центре, подготовлен альтернативный вариант транспортной схемы для Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время администрация этого дальневосточного города пригласила специалистов лаборатории разработать комплексную схему организации движения.
– Мы также совместно с коллегами из Санкт-Петербурга составили комплексную транспортную схему для города Улан-Удэ на 20-летний период, – добавил Александр Михайлов.
Профессор кафедры транспортного планирования и организации дорожного движения Университета Баухауз города Веймара Ульрих Браннольте поделился на конференции опытом Германии. По его данным, на 1 тыс. населения приходится 500 автомобилей. Это много, особенно для крупных городов. Для борьбы с пробками на автобанах был предпринят ряд мер. В частности, построены объездные дороги, установлено различное время начала работы в учреждениях, проведена популяризация поездок на велосипедах. Ульрих Браннольте предложил ИрГТУ реализовать общий проект на тему «Как избежать пробок в Иркутске?». Он также призвал коллег иркутского университета к разработке совместных образовательных программ. Иван Головных поддержал немецкого профессора, заявив, что специалисты в области транспортного планирования, прошедшие обучение на базе ИрГТУ и университета Баухауз теперь будут получать двойной российско-германский диплом
– Речь идет о совместных научных исследованиях и разработке учебных программ для организации учебного процесса, – подытожил Иван Головных. – Это целый комплекс вопросов, который существенно бы помог нам повысить эффективность решения проблем транспортного планирования. Очень бы хотелось, чтобы мы от теории активнее переходили к практике.