Губернатор Приангарья посетил Братск и Усть-Илимск

То, что губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко для первой дальней поездки по территориям региона выбрал Братский и Усть-Илимский районы, там, «на северах», уже назвали знаковым событием. Братск ранее посещали чаще в связи с ЧС или политическими неурядицами. А Усть-Илимск губернаторы вообще не жаловали. Сейчас в территориях поняли: на них не только обращают повышенное внимание, но и возлагают особые надежды.

Полностью переселение из зоны затопления БоГЭС должно быть завершено к 1 января 2013 года, и до момента, пока Кеуль не покинет последний житель, здесь не отключат электричество и отопление, не закроют ни школу, ни клуб.

– Районы области действительно были обделены. Создается впечатление, что вопросы развития инфраструктуры всегда оставались где-то на задворках. Это неправильно, и такой подход нужно изменить, – подчеркнул Сергей Ерощенко.

Росавиация поддерживает заявку Иркутской области на возобновление эксплуатации взлетно-посадочной полосы Усть-Илимского аэропорта. Но для начала нужно определить, насколько востребованы будут авиаперевозки.

По-братски

Прибыв в Братск, губернатор прямо в аэропорту провел совещание. Основной вопрос – развитие авиатранспортных узлов. Генеральный директор ОАО «АэроБратск» Сергей Сумбаев представил главе Приангарья и членам правительства области проект создания авиатранспортно-логистического комплекса. Он завязан на кроссполярных перелетах и требует больших инвестиций. В Братске сходятся сразу три транспортных потока: автомобильный, железнодорожный и авиационный. Из Северной Америки в Юго-Восточную Азию выгодно летать именно через северную столицу Иркутской области, и предоставление услуг по обеспечению трансполярных перелетов могло бы дать серьезный толчок к развитию территории. Между тем, в настоящее время братский аэропорт приносит лишь убытки. По словам Сергея Сумбаева, доход предприятия обеспечивается в основном за счет летной деятельности – есть свой небольшой авиапарк. Губернатор отметил, что в сложившейся ситуации никто, кроме самого предприятия, не виноват.

– Объемы перевозок растут, а по налогам идет снижение. Нужно, чтобы собственники повернулись лицом к территории. Тогда появится возможность нормально содержать аэропорт, – заявил Сергей Ерощенко.

Губернатор поддержал предложение руководства ОАО «АэроБратск» обратиться в правительство РФ с просьбой субсидировать перевозки в северных территориях Иркутской области – так же, как это делается на Дальнем Востоке, но подчеркнул, что прежде нужно разрешить все внутренние проблемы.
– Необходимо развивать систему авиационного сообщения, с тем чтобы люди имели возможность комфортно и недорого добраться туда, куда им необходимо, в том числе к месту отдыха, – отметил губернатор.

С аэродрома – на картодром.

Правительственная делегация отправилась в детско-юношескую спортивно-техническую школу по автомотоспорту и стала свидетелем показательного заезда юных картингистов. Директор ДЮСТШ Виктор Ларионов рассказал, что в 1992 году братские спортсмены стали чемпионами России. Потом, в течение почти 20 лет, на развитие картинга не выделялось ни копейки, но в 2011 году в областной бюджет заложили сразу 20 млн рублей – половина средств пошла на обновление покрытия картодрома, а на вторую их часть было приобретено 26 новых машин, а также экипировка. Сейчас в Братске можно даже проводить соревнования международного уровня. Также в северной столице развивается такое направление, как велосипедный мотокросс, или BMX. Во всех районах города есть команды по велокроссу, всего их 13. Сборная команда ежегодно выезжает на чемпионаты, первенства и кубки России, несколько воспитанников школы входят в состав сборной Иркутской области.

Губернатор понаблюдал за прыжками на BMX, пообщался с самыми маленькими картингистами и подарил ребятам новую спортивную форму. Также глава региона побывал в ДЮСШ «Спартак», где, в том числе, готовят дзюдоистов, осмотрел новое легкоатлетическое покрытие находящегося здесь же стадиона, ознакомился с тренировочной базой дзюдоистов, расположенной в бывшем профилактории, и оставил запись в книге отзывов, обращенную к тренерам: «Спасибо за труд, заботу о спорте и любовь к детям».

Во время посещения спортивных объектов Братска министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Игорь Иванов отметил, что если взять затраты на спорт в целом по муниципалитетам, то на одного жителя северной столицы приходится 420 рублей, а на одного иркутянина – 120.

– Мы провели анализ, который наглядно демонстрирует заботу о спорте и здоровье граждан того или иного мэра, – пояснил министр.

Сергей Ерощенко подчеркнул, что развитию спорта в Приангарье будет уделяться серьезное внимание, и поручил проработать решение проблемы выезда спортсменов на соревнования и к месту тренировок.

Плохим строителям контрактов не видать

Одна из целей поездки в Братский и Усть-Илимский районы – на месте выяснить, как идет процесс переселения из зоны затопления ложа Богучанской ГЭС и какое жилье строится для выезжающих из тех поселков, которым суждено скрыться под водой.

В Иркутске, Братске и Усть-Илимске дома для переселенцев возводит одна и та же строительная компания. То, что она делает, по словам губернатора, не выдерживает никакой критики. Планировка квартир такая, что об удобстве для людей говорить не приходится. Кроме того, срок сдачи объектов – 22 августа, но дома пока представляют собой коробки без окон и дверей.

– Такой подход абсолютно неверен. К людям нужно относиться более бережно. Условия контракта позволяют реализовывать эти проекты на совершенно ином уровне.

А то, что мы видим, это какой-то привет из прошлого. Гарантирую, что в будущем ни один нерадивый строитель госконтракта в Иркутской области не получит. Это касается и тех, кто возводит жилье, и тех, кто занимается дорогами, – заявил Сергей Ерощенко.

На встрече с активом Братска, которая состоялась в администрации города, глава Приангарья еще раз вернулся к вопросам строительства и обозначил свою позицию.

– Меня нередко укоряют в жесткости, но на самом деле это нормальный, требовательный, подход. Когда речь идет о жителях Приангарья, в защите интересов людей я всегда буду категоричен, – подчеркнул Сергей Ерощенко.

– Каждый мэр будет отвечать за стоимость квадратного метра при строительстве того или иного объекта и за каждый участок земли. Главы территорий должны в первую очередь решать социальные вопросы, а не искать, где бы извлечь выгоду для себя. На стыке коммерческих интересов всегда возникают противоречия. А моя задача – консолидировать власть, – заявил губернатор.

Глава Приангарья также обратил внимание на проблемы в лесной сфере и подчеркнул, что арендаторы участков, которые не будут беречь лес от пожаров и вовремя их тушить, могут лишиться участия в лесных аукционах навсегда, а взятое в аренду ранее будет изыматься в пользу других субъектов.

Отвечая на вопросы участников встречи, губернатор обозначил и свою позицию по экологическим вопросам: необходимы как жесткий контроль за выбросами предприятий, так и побуждение собственников к модернизации производства.

– В каждом городе тема экологии должна стать одной из приоритетных, – подчеркнул Сергей Ерощенко.   

В этой связи губернатор сообщил, что сейчас идет работа над созданием замещающего производства в городе Байкальске. По его словам, организовать вместо БЦБК туристический комплекс и сделать из рабочего завода менеджера гостиницы невозможно.

– Не надо себя обманывать. На все необходимо время, – отметил глава Приангарья. – Нужно создавать другое производство и одновременно заниматься ликвидацией отходов, накопившихся за десятилетия работы БЦБК.

Крупное производство

В рамках поездки в северную столицу губернатор посетил промышленную площадку ОАО «Группа «Илим», где реализуется приоритетный инвестиционный проект «Большой Братск». Генеральный директор ОАО «Группа «Илим» Пол Херберт рассказал, что в северной столице Приангарья появится самое крупное в мире производство хвойной беленой целлюлозы – 720 тыс. тонн в год. Инвестиции составят более 700 млн долларов. Объем производства превысит 1 млн тонн. Продукция пойдет в основном на китайский рынок.

Губернатор осмотрел объекты, которые строятся на территории предприятия в рамках проекта. В древесно-подготовительном цехе установлена машина, которая за секунды превращает бревно в щепу. Сами братчане в технологические тонкости производства не вникают – их больше всего волнует специфический запах, который возникает в процессе варки целлюлозы. Руководство предприятия заверяет, что эта проблема буде решена в этом году.

Пол Херберт также сообщил, что расширение производства потребует дополнительно 1 млн кубометров древесины в год, и сейчас речь идет об освоении новых участков, к которым в течение ближайших двух лет планируется проложить дороги.

Проект Группы «Илим» приказом Минпромторга России включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Ознакомившись с проектом «Большой Братск», губернатор посетил открывшийся на днях фанерный завод Ilim Timbek и отметил, что на предприятиях Группы «Илим» видна комплексная цивилизованная работа – уделяется внимание вопросам экологии, охраны труда, лесовосстановления.

И не летят туда сегодня самолеты

Из Братска правительственная делегация отправилась в Усть-Илимск – по разбитой автомобильной дороге добирались часов пять. Аэропорта в городе больше нет, а ведь когда-то это был один из самых современных аэровокзальных комплексов Советского Союза – выходя из самолетов, люди не спускались по трапам, а сразу попадали в помещение.

Аэропорт Усть-Илимска был запущен в эксплуатацию в 1980 году. Пассажирский терминал, рассчитанный на обслуживание 450 пассажиров в час, два телетрапа. В общем, не объект, а мечта. Аэродром мог принимать самые различные виды самолетов, вплоть до Ил-76 и Боинг-757. Однако в 2001 году федеральное государственное унитарное предприятие обанкротилось. Аэропорт закрыт для эксплуатации с 2002 года и сейчас представляет собой ужасающее зрелище – как после войны. От современного здания не осталось камня на камне, все разрушено до основания. Практически не пострадала только взлетно-посадочная полоса, и ее, по словам специалистов, вполне можно использовать, по крайней мере, Ан-2 сядет здесь хоть сейчас.

Аэропорт расположен более выгодно, чем братский – используя его для полетов на север, можно серьезно экономить авиатопливо.

Сергей Ерощенко отметил, что Росавиация поддерживает заявку Иркутской области на возобновление эксплуатации взлетно-посадочной полосы Усть-Илимского аэропорта. Но для начала нужно определить, насколько востребованы будут авиаперевозки.
Руководитель Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Артур Сулейменов сообщил, что по предварительным оценкам стоимость перелета Усть-Илимск – Братск может составить около 4 тыс. рублей

Он также отметил, что сначала необходимо назначить начальника посадочной площадки, а затем постепенно развивать аэропорт. При этом многое будет зависеть от местных властей.

– Авиакомпания может прийти в территорию только когда появится необходимость в авиаперевозках. Сейчас стоит задача: найти хозяйствующего субъекта, который ответственно подойдет как к сохранению того, что осталось, так и к дальнейшему развитию, – подчеркнул Сергей Ерощенко. – Такой город, как Усть-Илимск, заслуживает аэропорта не меньше, чем Киренск или Ербогачен. Говорить о трансконтинентальных полетах, конечно, пока рановато. Нужно развивать местную авиацию.

Наблюдая руины аэровокзала, присутствующие на аэродроме вспоминали, как в Республике Коми летчики смогли посадить самолет на заброшенную взлетно-посадочную полосу только благодаря тому, что бывший работник аэродрома 12 лет ухаживал за ВПП по собственной инициативе. Борт летел из Якутии в Москву, у самолета полностью отказали несколько систем, а также насосы, “качающие” керосин. Но самолет приземлился, жизни 82 человек были спасены.

В Усть-Илимске почему-то не нашлось даже сторожа, который бы просто охранял аэропорт. 

Эх, огурчики-помидорчики

Между тем, есть в Усть-Илимске и примеры удачного хозяйствования. В частности, агрофирма «Ангара», теплицы которой полны сочных помидоров, крепких огурцов, сладких перцев и миллионов алых, белых, кремовых, благоухающих роскошью, роз.

Успешно развивается в «Ангаре» и животноводство – после того как предприятие закупило канадских телок, надои молока заметно увеличились – до 6,4 тыс. литров на одну корову в год, что выше среднеобластного показателя на 50%.

Заместитель директора агрофирмы Татьяна Крюкова отметила, что молочно-товарным фермам не помешали бы субсидии на закуп молока, которые получают, к примеру, личные подсобные хозяйства. Кроме того, тем, кто занимается выращиванием овощей в закрытом грунте, тяжело выживать в условиях роста тарифов на электроэнергию.

Сергей Ерощенко заявил, что правительство Иркутской области будет компенсировать финансовые затраты, понесенные тепличными хозяйствами при росте тарифов.
Глава региона также сообщил, что областную программу по развитию животноводства пересмотрят с привлечением представителей Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук.

– Куриным яйцом Приангарье себя обеспечивает с избытком, а вот по мясу большие провалы. Это неправильно, и специалисты должны найти правильный подход к развитию агропромышленного комплекса региона, – подчеркнул губернатор.

Кроме того, Сергей Ерощенко отметил, что подобное «Ангаре» тепличное хозяйство «Искра» в Иркутском районе находится в плачевном состоянии, и представители усть-илимской агрофирмы окажут консультативную помощь в процессе восстановления предприятия. 

В Усть-Илимске губернатор также провел встречу с активом города, в рамках которой заявил, что правительство региона намерено поддерживать те компании, которые выпускают продукцию, создают рабочие места и платят налоги. За крупным бизнесом потянется сфера услуг, начнется развитие.

– Моя задача – создать инфраструктуру. Жители Приангарья должны жить в условиях, соответствующих потенциалу Иркутской области, – подчеркнул губернатор.  

Не хочу жить с тещей

Жители подлежащего затоплению поселка Кеуль Усть-Илимского района не раз приезжали в Иркутск, чтобы пообщаться с представителями власти. Но в то, что к ним в далекий Кеуль приедет сам губернатор, они не верили до последнего. Местный клуб – капитальное каменное здание со сценой, как в настоящем театре, и кулисами – был заполнен до отказа. Поговорить с главой региона пришел, что называется, и стар, и млад. 

Хотя большинство проблемных вопросов, возникающих при переселении из зоны затопления ложа Богучанской ГЭС, уже разрешено, жители Кеуля выстраивались в очередь, чтобы лично у губернатора узнать, как будет все организовано.

Сергей Ерощенко сообщил, что полностью переселение должно быть завершено к 1 января 2013 года, и до момента, пока Кеуль не покинет последний житель, здесь не отключат электричество и отопление, не закроют ни школу, ни клуб.

Многие жители волнуются не только за себя – переживают, что будет со скотиной. Губернатор отметил, что в бюджете региона предусмотрены средства на транспортировку животных и что о судьбе скота позаботится министерство сельского хозяйства области. Также глава Приангарья напомнил, что приняты изменения в закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению», которые  предусматривают выплату денежной компенсации переселенцам, получающим жилье меньшей площади, чем у них есть сегодня. Кроме того, площадь жилья, которая полагается опекаемым детям, увеличена с 6 кв. м до 18 кв. м. Предусмотрены и компенсации за однократный проезд и провоз багажа к новому месту жительства.

Во время беседы возник вопрос по школам – оказывается, детей Кеуля рады принять не везде. В частности, те, кто переселяется в Луговое Иркутского района, не хотят, чтобы ребята посещали Марковскую школу. А те, кто переезжает в Усть-Илимск или Братск, тоже просят предоставить им возможность выбирать учебное заведение. Сергей Ерощенко заверил, что двери всех школ региона открыты для детей Кеуля. Это подтвердил и присутствовавший на встрече мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов.

Губернатор дал конкретный ответ и на еще один вопрос, очень волнующий переселенцев – кладбища Кеуля и Тушамы полностью будут перенесены в сентябре-октябре.

Также жители Кеуля получат компенсации за землю, которая находится в собственности, и за хозпостройки, зарегистрированные в БТИ.

Но главная, наверное, проблема, которую постоянно озвучивали представители разных семей, – невозможность совместного проживания.

– Нам с дочкой квартиру дают, а зять-то у тещи прописан. Теща не хочет с ним жить. А уж он с ней – тем более. И как нам быть? Что делать? – обратился к губернатору один из переселенцев; и таких, как он, нашлось еще с десяток.

Сергей Ерощенко подчеркнул, что не может вмешиваться в семейные отношения и люди сами должны решать, с кем им жить. А если необходимо разъехаться, то квартиру можно и разменять. Однако процесс продажи и обмена жилья кеульцев очень пугает. Они боятся стать жертвами обмана черных риэлторов, и просят власти помочь им, а лучше – организовать весь процесс от начала и до конца.

– Мы будем изыскивать любую возможность, чтобы индивидуально решить ту или иную проблему. Затопление будет – это факт, от которого не уйти. Но при этом мы должны обеспечить людям комфортные условия проживания, предоставить места в детских садах и школах, гарантировать медицинское обслуживание. Правительство Иркутской области будет добиваться от подрядчиков, которые строят жилье для переселенцев, выполнения всех взятых обязательств, – подчеркнул Сергей Ерощенко.

Напоследок губернатор заявил, что готов выехать в любую территорию региона, если это будет необходимо.

– Как только буду нужен – тут же приеду, – заверил глава Приангарья.