Услуги с комфортом
По такому принципу пять лет работает многофункциональный центр
Как сориентироваться в непростом мире документооборота и не утонуть в целом море бумаг? Не заблудиться в череде инстанций, визиты по которым сегодня кажутся неизбежными для оформления земельного участка в собственность или получения социального пособия. Вариант первый: затратный по числу нервных клеток и времени – ходить по всем инстанциям самостоятельно. Вариант второй: затратный для кошелька – нанять юриста. Вариант третий – воспользоваться услугами многофункционального центра, который работает в режиме «одного окна».
В настоящее время в Иркутской области такой всего один, и находится он в Шелехове. В то время как город металлургов отмечает свое 50-летие, ОГКУ «Многофункциональный центр» – пятилетие! И город, и многофункциональный центр подводят итоги своей кропотливой работы.
Как рассказала директор центра Галина Сидорова, пять лет назад, когда новое учреждение только появилось, перед его сотрудниками возникало немало сложностей. Во-первых, необходимо было донести до жителей Шелехова и Шелеховского района информацию о том, чем занимается многофункциональный центр. Во-вторых, заключить соглашения о взаимодействии с муниципальными и федеральными органами и ведомствами – исполнителями услуг.
– Мы начинали свою деятельность с 13 услуг. С нами сразу же стало сотрудничать управление социальной защиты населения. Постепенно мы смогли убедить и другие структуры, что мы не отнимаем их хлеб, а помогаем жителям грамотно подготовить бумаги, следим за сроками, чем оказываем содействие и самим ведомствам и службам, – пояснила директор центра.
Сейчас центр обеспечивает бесплатное предоставление услуг в сфере налогообложения физических лиц, защиты прав граждан в сфере трудовых отношений, регистрационного учета граждан, запроса и получения архивных данных (в том числе и из архива города Иркутска), оформления объектов недвижимости и земельных участков, защиты прав потребителей и благополучия человека, социальной защиты населения, лицензирования в сфере здравоохранения, государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней – всего более 70 услуг.
– Принципиально важно подчеркнуть, что все услуги наш центр предоставляет бесплатно. Однако же необходимые государственные пошлины по оформлению документов должен оплачивать заявитель, – уточнила Галина Сидорова.
К перечню сложностей на начальных этапах работы центра его директор относит и тот факт, что изначально не было принято федеральных законов, которые регламентировали бы работу центра. Организация работы центра строилась на основе положений. Сейчас работу многофункционального центра регламентирует вступивший в силу в 2010 году Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Галина Сидорова заметила, что большую поддержку центру всегда оказывали главы города и района.
За пять лет в центр поступило около 100 тыс. обращений. Специалисты говорят, что имеет место сезонный спрос на определенные услуги: летом шелеховцы начинают оформлять загранпаспорта, зимой – приватизировать земельные участки, весной – отчитываться о доходах. Сейчас в штате центра состоят 29 человек, все специалисты, работающие с заявителями, имеют высшее юридическое образование. Как отмечают сотрудники, работающие со дня открытия центра, вновь пришедшим сотрудникам приходится осваивать колоссальный объем информации, но система обучения в многофункциональном центре отлажена на «отлично».
Как работает система «одного окна»? Житель Шелехова или Шелеховского района приходит в центр, где ему могут оказать консультативную помощь, помочь сориентироваться на портале госуслуг или же оформить необходимый пакет документов, собрать ксерокопии и справки. При этом взаимодействие со структурами, ответственными за оказание услуги, включая согласование документов, получение выписок и многое другое происходит без участия заявителя.
Документы на любую услугу можно сдать одному из специалистов, осуществляющих прием в удобное для заявителя время. Специалисты ведут прием с 9.00 до 20.00 без перерыва на обед. Многофункциональный центр в Шелехове работает и по субботам с 10.00 до 17.00.
Минимизируя контакт с чиновниками, центр старается обеспечить снижение коррупции, сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, повышая уровень удовлетворенности населения от их получения.
По словам Галины Сидоровой, посещаемость центра растет: раз в полгода проводится мониторинг удовлетворенности обративших качеством и доступностью услуг. Недавно проведенный опрос по итогам последнего полугодия показал, что из всех опрошенных респондентов доступностью услуг довольны 91,5% заявителей, а качеством – 89,7%. Что примечательно, теперь в центр все чаще обращаются молодые шелеховцы: средний возраст заявителей центра – около 30 лет. Нередко за помощью к специалистам многофункционального центра обращаются и иркутяне, которые живут в Шелехове или имеют объект недвижимости в Шелеховском районе.
– Для оптимизации нашей работы в центре установлен терминал с системой электронной очереди. Заявитель может точно просчитать свое время ожидания, не следить за ходом очереди. В среднем, когда нет большого сезонного наплыва заявителей, время ожидания приема сотрудником центра составляет пять-десять минут. Все это, как и комфортно оборудованный зал ожидания, немаловажная составляющая качества предоставляемых услуг. К тому же, у нас есть правило встречать всех обратившихся с улыбкой, для сотрудников введен классический дресс-код. Если бюрократические дела в нашем государстве неизбежны, то, по крайней мере, важно, чтобы весь процесс был максимально приятным для заявителя – таков новый стандарт качества госуслуг в нашей стране.
Кроме того, адаптируясь к новым реалиям, центр предоставляет услуги и дистанционно – обратиться к специалистам можно через сайт mfc-shelehov.ru или же бесплатно позвонив в call-центр по номеру 8-800-1000-447. А к жителям отдаленных поселков района, таких как Шаманка, Олха, Подкаменная и Большой Луг, как и к людям с ограниченными возможностями, сотрудники по обращению выезжают на место.
Накопленный опыт центра, в том числе отлаженную систему взаимодействия с ведомствами, выдающими документы в Приангарье, можно считать уникальным. В течение ближайшего года подобные центры должны открыться в Иркутске и Черемхово. Галина Сидорова заметила, что в будущем комфортные многофункциональные центры должны появиться и в других городах области, а список услуг может быть расширен.