Парад столыпинских деревень
В Заларинском районе отметили 150-летие великого реформатора
Заларинские села Хор-Тагна, Пихтинск, Дагник и другие своим появлением обязаны Столыпинской реформе. По праву, данному Богом и государством, переселенцы из центральной России и Южного Буга обживали эти земли. В благодарную память потомки первых переселенцев недавно отметили 150-летний юбилей реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.
Сто лет тому назад
Мы едем в село Хор-Тагна, находящееся в 350 км от областного центра. Деревеньки, умытые теплым июльским дождем, лежат между заброшенными пашнями, а разбитая колея ведет прямо в тайгу. Сто лет назад по этой дороге за обещанной землей и волей ехали первые аграрные переселенцы из Черниговской, Орловской, Могилевской, Витебской областей. Голендры, вепсы, белорусы, татары, старообрядцы – всех повидала эта земля.
В годы реформы в Заларинской волости было организовано шесть переселенческих пунктов, создано 114 поселений – хутора, заимки, в которых расселялись вновь прибывшие землепашцы. Юбилей реформ в районе отмечают с 2008 года. Села Ремезовск, Веренка, Исаковка, Пихтинск, Мееровка уже отметили 100-летие со дня основания. Отпраздновала столетие татарская деревня Черемшанка. И как завершение торжеств – на юбилей Столыпина в Хор-Тагне организовали «Парад столыпинских деревень».
Хор-Тагна встретила приезжих жирной грязью на дорогах. То же самое, что и сто лет назад, подумалось невольно. На праздник собралась вся деревня, приехали гости из Германии. Улыбчивые немцы бродили по деревне в резиновых сапогах и дисциплинированно ожидали начала праздника. А он все не начинался, то начальство опаздывало, то иные накладки случались.
Меж тем на пятачке возле местного ДК гармонисты разворачивали меха. Одинокие хортагнинцы в сапогах, залепленных грязью, бесстрашно выходили в круг и пускались в пляс.
Соединить прошлое и настоящее
Директор краеведческого музея Галина Макагон рассказывает, что заселение района шло по-разному. В начальный период реформ сюда из центральных районов России прибывали самоходы. По три года на волах до места добирались, детей по дороге рожали. После 1906 года переселение крестьян в Сибирь осуществлялось более организованно. За время проведения реформ за Урал переехало более 3,5 млн крестьян, было распахано 10 млн десятин земли.
Обратничества практически не было, мало кто вернулся домой. Лишь в середине прошлого века из-за трудных дорог, отсутствия электричества жители малых хуторов в районе стали перебираться в крупные деревни. Переселенческие участки опустели. Не стало деревни Толстый Мыс, исчезли в тайге белорусское село Исаковка, татарское село Русь, ушел в небытие хутор Туусинье.
Немецкие туристы попали на праздник не случайно. Сто лет назад в Залари целыми семьями переезжали голендры. Ранее представители своеобразной группы выходцев из Германии на протяжении нескольких столетий жили у Западного Буга и на Волыни (территории, относящейся сегодня к Польше, Украине и Белоруссии).
«В 1910 году к крестьянскому начальнику Адаму Адамовичу Райнерту, жившему на станции Тыреть, прибыли четверо ходоков с намерением осмотреть земельные участки для переселенцев. Их звали Андрей Гиньборг, Иван Гильдебрант, Иван Бытов и Петр Кунц. Каждый из них был доверенным лицом нескольких семей, желавших поселиться на свободных землях Сибири», – пишет историк Ольга Соловьева.
Ходоков определили на Пихтинский участок, который располагался в Саянских предгорьях, в стороне от железнодорожной ветки и старожильческих деревень. Здесь за ними были записаны 24 земельных надела, по 15 десятин каждый, а в 1911 году стали прибывать первые семьи переселенцев, всего приехало 36 переселенческих семей. Люди везли с собой плуги, телеги, прялки, ткацкие станки. Среди испытаний и трудов они обрели вторую родину. Постепенно голендры восприняли некоторые местные обычаи и язык, но сохранили свои фамилии и приверженность протестантизму. Порода и религия на века сохранили в них глубокую порядочность и трудолюбие.
Однако во время реформ начала прошлого века половина родственников бужских голендров осталась на Родине. Многие семьи оказались разлученными временем и обстоятельствами.
Краевед Галина Макагон 10 лет работает над историей Пихтинска, восстанавливает разорванные исторические связи бужских и заларинских голендров. По архивам, интернету и с помощью журналистов краевед смогла соединить потомков немецких фамилий.
– Мы выяснили, что в городе Линстов (Германия) есть общество голендров, там существует единственный в мире их музей, – рассказала Галина Макагон.
Заларинские историки установили связь с этим обществом, съездили в Германию. Так нашлись Вольдемар и Эдвард Бьютов, троюродные братья которых – Бытовы – живут сегодня в Заларинском районе. Первая историческая встреча родственников состоялась в 1995 году. В 2011 году в Германии побывали семьи Кунц, Людвиг, Бытовых. Сегодня в Заларях встречается уже четвертое поколение выходцев с Буга.
– Я четвертый раз приезжаю сюда и буду приезжать, пока жив. Привозил брата, теперь привез детей, – поделился Эдвард Бьютов.
Эдвард пишет книги по истории голендров. Он долго и трепетно рассказывает, что они остались самобытным народом, не смешались с немцами, ни ассимилировались с поляками. Голендры благодарны странам, которые их приютили, и все-таки ощущают себя самобытной этнической колонией.
– История наша плотно соприкасается с культурой украинцев, поляков, белорусов, рассказывает потомок голендров-переселенцев, житель села Ханжиново Валерий Кунц. – Мы говорим на украинском языке, знаем белорусский, а отпевания и свадьбы проводим на польском.
Из истории известно, что первые поселенцы Пихтинска были оформлены в документах из-за фамилий как немцы. Во время Великой Отечественной войны потомков голендров на фронт не брали, боялись доверить оружие. Зато их забирали в трудовую армию, куда сгоняли и женщин, и подростков.
Праздник памяти
Между тем в Хор-Тагнинском ДК начался парад деревень. На сцене установили декорации пасторального вида, вот только портрет виновника торжества – Петра Столыпина – почему-то отсутствовал. Зато вещи на сцене были без подделок – старинные мебель, утюг, самовар. И только темные подтеки на потолке обветшавшего ДК портили праздничную картину – перед гостями было неудобно.
В фойе ДК оформили выставку «Парад столыпинских деревень». Гости разглядывали фамильные генеалогические древа с фотографиями, письмами и справками. На выставках «Куклы в национальных костюмах» были представлены наряды переселенцев в миниатюре. В это же время в Пихтинском этнографическом музее развернулась документальная выставка «История лютеранства в Сибири».
От имени губернатора области участников праздника поздравил министр культуры и архивов Приангарья Виталий Барышников.
– Мы будем живы до тех пор, пока страна помнит свое прошлое, – сказал министр и пожелал молодым больше интересоваться историей своих семей.
Артисты народного ансамбля «Мираж» представили зрителям театрализованную постановку об освоении заларинских земель. С 1908 по 1912 годы в Хор-Тагне были построены школа, больница, церковь, дом псаломщика, распаханы десятки земельных участков. Окрестные деревни пережили все потрясения и трагедии XX века. Пихтинские голендры испытали на себе раскулачивание и репрессии.
Но самое печальное, пожалуй, то, что в конце прошлого века часть отвоеванных у тайги земель была заброшена. Президент «Центра содействия развитию сельских поселений» Александр Шевелкин сообщил заларинцам о том, что сегодня в России переселенческое движение возрождается, и опыт Столыпина будет учтен.
Гостям праздника рассказали и об известных людях, оставивших яркий след в истории Хор-Тагны, почетным жителям вручили памятные грамоты. Глава Хор-Тагнинской администрации Раиса Беляева рассказала, что ее предки – староверы приехали в Сибирь из Западной Украины. Бабушку Ирину Самсоновну, рожденную в 1893 году, в Залари привезли 13-летней девочкой.
– Мои внуки – шестое поколение переселенцев. Мы храним семейный архив, сегодня в доме прадеда Павла Ульяновича живет моя дочь. От прадеда осталось своеобразное напутствие нам, потомкам.
Дом голендра Адольфа Гимборга
На второй площадке праздника – в Пихтинске в этот день состоялось открытие музея – усадьбы голендра Адольфа Гимборга. Дом, построенный в 1912 году, долгое время был жилым. Это классическая национальная постройка, дом-двор, дом-комплекс. В одно здание объединены жилье, кладовые, хлев, ток для обмолота зерна, сеновал и завозня.
Директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Владимир Тихонов сообщил, что открытие усадьбы стало крупным вкладом в дело сохранения культурного наследия народов, населявших Приангарье.
Бывшая владелица усадьбы Мария Гимборг не скрывала слез – 45 лет она прожила в этом доме, вырастила четверых детей. Но содержать огромную усадьбу уже не под силу, поэтому ей предоставлен более компактный дом.
В музее планируют создать интерактивный двор – туристам покажут, как печется хлеб, сушится зерно, как коптятся окорока в винзарне. И когда-нибудь Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник станут частью этнографической экспозиции «Московский тракт периода Столыпинской реформы».