16.07.2012 07:15
Рубрики
Общество
16.07.2012 07:15

Под парусами по капризному Иркутскому морю

Три дня в акватории иркутского водохранилища разыгрывался «Кубок Иркутского моря – 2012». На регату вышли с десяток яхт различного класса. В дни состязаний погода преподносила участникам сюрпризы: от штиля до проливного дождя. Тем не менее, все четыре запланированных гонки состоялись. В день открытия парусной регаты за перипетиями борьбы следили и корреспонденты «Областной».

За три соревновательных дня участникам предстояло провести четыре гонки. В пятницу и субботу – кольцевые, затем трамвайная гонка до бухты Девичья с остановкой на ночевку, а в воскресенье необходимо было преодолеть дистанцию в обратном направлении до Чертугеевского залива. Яхты разделены на четыре класса – четвертьтонники, полутонники, тонники и свободный класс. По каждому есть своя зачетная группа, но выявляется и абсолютный победитель, который становится обладателем главного трофея «Кубка Иркутского моря».

Традиционная регата «Кубок Иркутского моря» теперь носит и второе название – памяти Михаила Щадова, человека, который придумал эту гонку.

– В Иркутске было только две парусных гонки весной и осенью, а лето почему-то не использовалось. А брат хотел проводить регату именно в середине июля, главным образом для класса яхт-полутонников, которые в силу своих конструктивных особенностей не могут далеко уходить из Иркутского водохранилища. Сам он тоже участвовал в регате на яхте полутонного класса «Мария», – рассказал брат инициатора проведения «Кубка Иркутского моря» Геннадий Щадов.

Кстати, яхта «Мария» – по-прежнему неизменный участник регаты и, по мнению специалистов, один из фаворитов нынешнего Кубка. Тем более что капитаном на ней является опытный яхтсмен, мастер спорта международного класса Сергей Юсупов. В прошлом году он стал серебряным призером международной парусной регаты в Турции. Подобного успеха у иркутских спортсменов еще не было, обычно они финишируют на 30–40 местах.

– Наша «Мария» теперь здесь не самая современная яхта, народ богатеет, покупает новые парусники, спортивные, но мы поборемся, в тройке должны быть. Ведь технические характеристики не всегда выигрывают, важна слаженность команды, а у нас подобрался отличный экипаж, – поделился перед стартом Сергей Юсупов.

– Насколько существенна разница парусных гонок в море и у нас на Ангаре или Байкале?

– Есть свои особенности, но главное – там водички за бортом не зачерпнешь, чтобы попить, – отшутился многоопытный яхтсмен.

За три соревновательных дня участникам предстояло провести четыре гонки. В пятницу и субботу – кольцевые, затем трамвайная гонка до бухты Девичья с остановкой на ночевку, а в воскресенье необходимо было преодолеть дистанцию в обратном направлении до Чертугеевского залива. Яхты разделены на четыре класса – четвертьтонники, полутонники, тонники и свободный класс. По каждому есть своя зачетная группа, но выявляется и абсолютный победитель, который становится обладателем главного трофея «Кубка Иркутского моря».

Есть в этом году и технические новинки. К примеру, впервые в регате участвовала глиссирующая яхта, а не водоизмещающая, как все остальные. И за этим классом, по мнению судейской коллегии, будущее иркутского парусного спорта.

– Конечно, посмотрим за успехами новой яхты, но думаю, «старички» сегодня так просто победу не отдадут, – сказал главный судья регаты Олег Федоров.

Перед первым стартом погода не вызывала у судей и участников нареканий, дул ветер, но за несколько минут до стартового сигнала наступил штиль. Такое случается нередко, и иногда яхтсменам приходится ждать часами, когда их паруса наполнятся ветром. В этот раз пауза была недолгой, погода смилостивилась, и парусники вступили в борьбу.

С первых же минут лидерство захватила яхта «Мария», как и обещал ее капитан, она навязала борьбу более современным судам. Ближе к середине гонки «Марию» обогнала крупно-тоннажная яхта Freedom, но это было ожидаемо. Зато свое законное второе место среди всех парусников и первое в своем классе полутонников «Мария» сохранила до финиша.

Первая гонка прошла без происшествий, хотя так бывает не всегда. Геннадий Щадов рассказал, как на одной из гонок пришлось спасать экипаж перевернувшейся яхты. Сначала попытались поднять судно, лежащее на боку, но не получилось, и тогда приступили к спасению людей.

– Когда сняли последнего члена экипажа, яхта пошла ко дну в двух метрах от нас. К счастью, это единственный случай, когда судно затонуло. Но экстремальных ситуаций все равно хватает, – поделился Геннадий Щадов.

Наш катер «Мэрлин» с судейской бригадой и представителями прессы отправляется к берегу. Капитан судна Валерий Герасимов рассказывает о том, как он много лет ходил по северным морям, но, в конце концов, все равно захотелось на родину, и моряк вернулся в Иркутск.

– У нас здесь один из последних уголков, где еще не загадили природу, – продолжил разговор капитан. – Я вот всегда жалел, что на ГЭС по Ангаре нет шлюзов, чтобы доходить до Енисея и дальше к океану. А теперь думаю, может, оно и к лучшему, хотя бы не заходят на Байкал большие корабли.

У участников же впереди были еще два дня состязаний, причем в воскресенье они шли к финишу под проливным дождем, попутно борясь с безветрием. И только накануне вечером стали известны все победители традиционной регаты «Кубок Иркутского моря». Об этом читайте в следующем выпуске газеты.