Дорожная стратегия
В правительстве обсудили, как будут развиваться автомагистрали региона
Не дороги, а направления – так нередко характеризуют автотрассы большинства районов Прибайкалья. Чтобы изменить ситуацию, в Иркутской области планируется разработать стратегию развития дорожной отрасли до 2018 года. На совещании в правительстве региона, посвященном этому вопросу, заместитель главы области Николай Хиценко подчеркнул, что стратегия должна соответствовать приоритетам социально-экономического развития Приангарья.
При существующих темпах ремонта дорог к реконструированному сегодня километру какой-либо трассы область вернется через 120 лет. Чтобы изменить ситуацию, нужно ремонтировать не менее 500–600 км дорог в год.
Николай Хиценко напомнил, что в Иркутской области создан Дорожный фонд, в котором сконцентрировано 6 млрд 820 млн рублей. Эта сумма в два раза превышает объем средств, выделенных на дороги в 2011 году, и в четыре раза расходы 2010-го.
Сейчас в Минрегионе России на согласовании находятся предложения по развитию автомобильных дорог Приангарья, которые предполагается включить в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года». Общая сумма, необходимая для реализации заявленных проектов, составляет около 20 млрд рублей, из них 12 млрд – средства федерального бюджета, остальное – областные и муниципальные деньги.
Николай Хиценко сообщил, что в рамках существующих программ к 2014 году в регионе планируется привести в порядок 128 км автодорог, а к 2018-му необходимо построить и реконструировать еще 270 км.
Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен отметил, что объем Дорожного фонда Приангарья будет постепенно расти и приблизится к 8 млрд рублей.
– Граждане ждут, когда же дороги Прибайкалья будут приведены в подобающий вид, а этих дорог 14,6 тыс. км, – отметил депутат ГД от Иркутской области.
Сергей Тен также подчеркнул, что вопрос создания муниципальных дорожных фондов еще подлежит осмыслению – их целесообразность у многих вызывает сомнения, и осенью Госдума вернется к обсуждению ситуации. Кроме того, представители нижней палаты парламента намерены совместно с Ространснадзором отработать тему взаимоотношений между дорожниками и перевозчиками.
– Лесовозы разбивают дороги, и там, где они ездят, ремонт можно проводить бесконечно. Этот вопрос нужно решать скорее, – заявил депутат.
Говоря о дорожных проблемах, Сергей Тен напомнил о пресловутом ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Как известно, конкурсы зачастую выигрывают организации, которые и понятия не имеют о дорожном строительстве. В итоге говорить о каком-то качестве даже не приходится.
Изменить существующее положение дел призван закон о федеральной контрактной системе, который ГД приняла в первом чтении.
Сергей Тен отметил, что добиться качества в строительстве позволят контракты жизненного цикла – для автомобильных дорог это 25 лет. Суть системы такова: подрядчик строит дорогу и потом в течение 25 лет ее содержит. Таким образом, возникает заинтересованность в качественном строительстве.
– За таким подходом будущее. Долгосрочная ответственность просто необходима, – подчеркнул парламентарий.
О казусах, связанных с привлечением подрядчиков, на совещании высказался и руководитель Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Евгений Липатов:
– Чтобы эффективно использовать средства Дорожного фонда, нужны специалисты. А пока получается, что деньги есть, а сил и возможностей их освоить не хватает. Наиболее остро стоит кадровая проблема: ни мастеров, ни геодезистов не найти.
Еще один из острейших вопросов связан с производством строительных материалов.
Директор Дорожной службы Иркутской области Андрей Кайдаш заявил, что все асфальтобетонные заводы региона устарели, качество материалов зависит от конкретного Михалыча или Николаича, а эти люди скоро уйдут на пенсию.
Андрей Кайдаш предложил правительству региона инвестировать в строительство предприятий.
– Если в год запускать по четыре-пять асфальтобетонных завода, то в течение трех лет проблема частично будет решена, – отметил он.
На совещании речь шла и об использовании местных строительных материалов. Николай Хиценко обратил внимание на то, что гранит, который находится буквально у нас под ногами, в Иркутскую область везут из Китая.
Профессор НИ ИрГТУ Сергей Шабуров подверг критике всю систему строительства дорог в Приангарье.
– У нас одна технология – асфальтобетон. А есть ведь много более современных и качественных материалов, в том числе битумно-минеральные смеси, эмульсии, и т.д. Без инноваций невозможно двигаться дальше! – заявил он и добавил, что при существующих темпах ремонта дорог к реконструированному сегодня километру какой-либо трассы область вернется через 120 лет.
Вадим Семенов, председатель Ассоциации муниципальных образований региона и мэр Черемхова, сравнил дороги с кровеносными артериями организма и отметил, что их состояние – это показатель развития территории. Он подчеркнул, что при разработке стратегии необходимо учесть проблемы всех муниципалитетов. Одна из общих – так называемые прочие дороги. За счет каких средств их ремонтировать – непонятно. Также среди проблем: отсутствие качественных дорожно-строительных материалов и проектно-сметной документации на ремонт. Как отметил глава Заларинского района Владимир Самойлович, на проектирование работ по ремонту одной только улицы требуется 3–5 млн рублей. Плюс ко всему, даже при наличии проекта трудно найти организацию, которая выполнит необходимые работы. По словам мэра, крупные игроки типа Дорожной службы на небольшие контракты не соглашаются.
Подводя итоги совещания, Николай Хиценко подчеркнул, что при разработке стратегии развития дорожной отрасли Иркутской области нужно учесть массу вопросов, в том числе касающихся научно-технической, инновационной деятельности, а также повышения конкурентоспособности организаций, выполняющих дорожные работы. Кроме того, стратегия должна стать основой для разработки областных и муниципальных программ.