Второе рождение мечети
На июньской сессии Законодательного Собрания, распределившей дополнительные доходы, в число адресатов бюджетной помощи попала и Иркутская соборная мечеть. На продолжение реставрационных работ на ней выделено 6 млн рублей. Ранее на эти цели уже израсходовано 7,5 млн рублей.
Есть две причины, объясняющие, почему государство взяло на себя заботу о культовом здании. Во-первых, это памятник архитектуры, возведение которого началось еще в 1902 году. Хотя имя автора проекта не сохранилось, видно, что это был человек опытный, приглашенный из Казани, поставляющей образцы исламской архитектуры. В основу постройки положены каноны классической мечети: вместительный молельный зал с росписью и мозаикой, минарет. Ориентирована она, как это и полагается, на Мекку и лица всех молящихся всегда обращены в сторону святого места. По тем временам этот мусульманский храм признавался одним из красивейших в России.
Есть две причины, объясняющие, почему государство взяло на себя заботу о культовом здании. Во-первых, это памятник архитектуры, возведение которого началось еще в 1902 году. Во-вторых, мечеть – областная собственность, которой мусульманская община владеет на правах аренды.
Возведен он был исключительно на пожертвования прихожан, по инициативе иркутских купцов братьев Шафигуллиных. Еще за пять лет до этого, в 1897 году, они отдали под молитвенный зал свою городскую усадьбу на Саломатовской улице (ныне улица К. Либкнехта), а когда она перестала вмещать всех прихожан, выделили крупную сумму на строительство каменного здания. Правда, минарет, откуда муэдзин пять раз в сутки призывал правоверных к молитве, был деревянный и по этой причине (в дополнение к насаждавшемуся пренебрежению к религиозным учениям) до наших дней не сохранился.
Вторая причина: мечеть – областная собственность, которой мусульманская община владеет на правах аренды. Многие годы собственник, руководствуясь атеистическим мировоззрением, использовал здание в собственных целях, загнав верующих под крышу. Одно время здесь располагался клуб ДОСААФ, потом цех швейной фабрики, архив горисполкома и бог весть еще что. Цокольный же этаж был разгорожен и отдан под жилье.
Только в 80-х годах хозяйственная оккупация закончилась и здание полностью передали мусульманской общине, которая сейчас, по словам имама Фарида Мингалеева, насчитывает несколько тысяч человек. Число желающих попасть на пятничную молитву столь велико, что два молельных зала, рассчитанных на 700 человек, не вмещают всех. Часть верующих, расстелив молельные коврики, размещается во дворе, слушая проповедь по трансляции. И даже морозы не отпугивают правоверных.
Годы не пощадили здание, особенно в плачевном состоянии оказался фундамент. Интенсивное жилищное строительство в этом районе вызвало подъем грунтовых вод, которые постепенно разрушили бутовую кладку. Нависшая угроза разрушения заставила в 2005 году срочно начать работы по укреплению фундамента. Под здание, как рассказал заместитель руководителя Центра по сохранению историко-культурного наследия (ЦСН) Андрей Самбуров, была подведена гидроизолированная чаша, принявшая на себя всю нагрузку.
Фундаментом тогда все и ограничилось. На большее у бюджета просто не было средств. А тут еще подоспел экономический кризис, и дальнейшие реставрационные работы пришлось отложить до лучших времен.
Эти времена случились лишь в прошлом году. Осенью к работе были привлечены два самых опытных и хорошо себя зарекомендовавших в реставрационном деле предприятия «Иркут Инвест» и «Идеалстрой». Первое занималось укреплением стен, второе – заменой деревянных балок железобетонными перекрытиями и возведением деревянного минарета, с большим тщанием скопированного со старых фотографий.
– Ну, теперь дело за муэдзином, – пошутил я.
– Пробовали, – сказал имам. – Мы первую молитву проводим где-то около пяти утра, а последнюю – в четверть первого ночи. Вокруг стоят дома, сразу посыпались жалобы от жильцов, спать мешаем. Мы и прекратили. Зачем же неудобства людям доставлять.
Нынешняя бюджетная дотация направляется на ремонт стропильной системы и кровли, установку батарей центрального отопления, настил полов и замену внутренних дверей. Но самое сложное из того, что предстоит сделать, – воссоздать из гипса лепной декор.
– Когда мы приступили к реставрации, он уже изрядно обветшал, местами был разрушен, – объясняет Андрей Самбуров, листая объемистую папку с рабочей документацией. – Но все было тщательно зарисовано и замерено, ни один завиток орнамента не упущен. Вот видите, готовые шаблоны в натуральную величину. По ним мастера и будут работать. Никаких придумок, только подлинность, так сказать, восстановление исторической справедливости.
Таких папок у Самбурова, как он шутит, «килограммов десять наберется». Так что за «историческую справедливость» можно не волноваться. Уже к Новому году все намеченные работы по отделке интерьера должны быть завершены. Но это не означает, что скоро можно будет поставить точку. Предстоит второй этап: реставрация фасада.
На вопрос: почему мечеть была построена из песчаника, в отличие, например от православных храмов, выложенных из кирпича, мне никто не смог ответить. Видно, строители посчитали его не менее долговечным, чем кирпич. И ошиблись. Перепад температур нарушил прочность кладки, да и сам камень начал расслаиваться и осыпаться, особенно с северо-западной стороны.
– Одно дело менять кирпич: выбил – другой поставил, – пояснил Самбуров. – Другое дело песчаник. Он сложен крупными блоками, технология их реставрации достаточно сложная. И дорогостоящая. Блок не выбьешь – дыра насквозь будет. Тут придется попотеть.
Кроме того, нужно проложить эффективную систему водоотведения. В обильные дожди мечеть топит, вода идет в цокольный этаж. На все про все потребуется еще не менее 15 млн рублей.
Нельзя сказать, что община остается сторонним наблюдателем. Не один уже год идет сбор пожертвований. В общей сложности собрано около 1 млн рублей. На эти деньги проведены штукатурные и отделочные работы, заменена вся электропроводка.
Сейчас самый актуальный вопрос: установка новых окон. Стоят они немало: одно большое, фигурное – 80 тыс. рублей, маленькое, которое попроще – 40 тыс. С окнами надо управиться до холодов. Поэтому брошен лозунг: каждая диаспора – свое окно. А диаспор в Иркутске, посещающих мечеть, с десяток: татары, башкиры, таджики… Вознести молитву Аллаху приходят даже арабы.
– Киргизская община уже перевыполнила план, – рассказал имам Фарид Мингалеев, – собрала 110 тыс. рублей. Даже афганцы, которых в городе не так много, скинулись на маленькое окно.
15 ноября мусульманская община будет отмечать свое 115-летие. Гостей приглашают со всего СНГ. И, естественно, хочется встретить их в обновленном доме.