«Корона земли» в Усадьбе Сукачева
Безлюдные городские пейзажи и ледяные пустыни Заполярья, необычные портреты людей и лики живой природы, вращающиеся предметы и уходящие под воду земли – все это можно увидеть на выставке «Корона земли», которая открылась на прошлой неделе в Усадьбе В.П. Сукачева Иркутского областного художественного музея.
Всего в экспозиции представлено более 60 произведений семи японских фотохудожников – победителей ежегодного конкурса Японского фотографического Общества в номинации «Многообещающие молодые фотографы» в 2007–2009 годы. Это поколение 40-летних авторов, активно занимающихся фотографией в течение 15–20 лет, у которых за плечами значительный опыт и участие во многих международных конкурсах.
– Мы получили эту экспозицию с помощью нашего партнера – специалиста из Художественного фонда «Московская биеннале» Андрея Мартынова, – рассказала заведующая отделом Усадьбы В.П. Сукачева Наталья Гончарова. – Благодаря его связям с Японией мы в прошлом году принимали две чудесные выставки «Красота Японии» и «Красота пейзажа», а вслед за этой экспозицией получаем иллюстрации японского художника Миаямы к знаменитой поэме о Гэндзи.
Интересно, что все авторы фотографий, представленных на выставке, работают абсолютно в разных манерах. Один из самых необычных циклов в экспозиции – «Наши лица» Кена Китано – посвящен переосмыслению процесса мировой глобализации. Автор делает множество портретов одного и того же человека и копирует их друг на друга слой за слоем. По его мнению, такой прием позволяет передать уникальное чувство времени. Здесь можно увидеть портреты буддийских монахов с горы Койя, военного на площади Тяньаньмэнь в Пекине, гейши в Киото, мусульманки в парандже и многих других.
Снимки другого автора Кадзутоси Есимура – лиричные, с деликатным соотношением света и теней, – отражают величественные ландшафты северных широт и жизнь обитающих там людей, ведь дебют фотографа состоялся после года проживания в Канаде. Вот уже 20 лет он ездит в Европу и возвращается в Канаду, где ищет интересные ему объекты для съемки.
Наоки Исикава известен своей работой над книгой «Заполярье», для которой он двигался вдоль параллели 66’33”, пересекая Аляску, Канаду, Гренландию, Сибирь и Скандинавию, фотографируя суровую природу этих обширных пространств. С особой чуткостью он запечатлевает пустынные ландшафты Крайнего Севера и портреты живущих там народностей.
Главная тема фотографа Такаюки Маэкава – мир живой природы Канады, Аляски и Японии. Занимаясь фотографией долгое время, он зарекомендовал себя в среде фотографов-анималистов мастером с собственным видением темы. Ведь благодаря его снимкам мы видим, что животные – не менее осмысленные создания природы, чем люди, поэтому им так важно найти способ сосуществования на нашей планете.
Тосихиро Ясиро – фотограф-новатор. Чаще всего объектами его съемки являются вращающиеся предметы, которые символизируют одновременно прошлое, настоящее и будущее. Причем он и себя представляет в виде вращающегося объекта, внедряясь в публичные места и места проживания людей. Затем он выставляет свои работы и собирает аудиторию для их просмотра, которую также снимает для новых проектов.
Тема работ фотохудожника Ясухиро Огавы глубоко социальна. Путешествуя вдоль реки Янцзы в Китае до завершения строительства через нее плотины, он фотографировал людей, оказавшихся жертвами сложившейся ситуации. Плотина «Трех ущелий» – самая большая в мире с производительностью гидроэлектростанции 1820KW – гордость страны. Однако ее строительство породило множество проблем: насильственное выселение живших в этом районе людей и разрушение естественной окружающей среды.
Статичную натуру огромного мегаполиса выбирает фотограф Синтаро Сато. Он фотографирует Токио авторским способом, погружая город в изобретенную им самим гамму цветов. В серии работ «Токио – зона сумерек», которые можно увидеть на выставке, им зафиксировано это короткое мгновение между закатом солнца и ночью. Съемки производились в районах города, где перемешаны кварталы с жилыми и деловыми зданиями. На выполненных с большой выдержкой снимках люди исчезают и остаются только дома, а от потока машин можно заметить лишь полосы света, таким образом, формируется некое мистическое пустынное пространство городского ландшафта.
Выставка будет работать до 27 августа.