Студенты предлагают изменить критерии начисления стипендий
Представители профсоюзов иркутских вузов подготовили ряд предложений по внесению изменений в постановления правительства РФ, касающиеся нововведений в стипендиальном обеспечении студентов. Они были озвучены в рамках круглого стола, который прошел в минувшую пятницу в Иркутском госуниверситете.
Напомним, 18 ноября 2011 года вступило в силу постановление правительства РФ о порядке совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных вузов. Еще одно постановление – о повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных вузов, которые учатся на «хорошо» и «отлично», – вышло 6 июля нынешнего года.
В документах обозначены критерии получения стипендий той или иной категорией студентов. Однако эксперты, да и сами студенты уверены, что они далеко не совершенны, и в документы необходимо вносить изменения. Об этом шла речь в ходе дискуссии в ИГУ. В ней приняли участие председатель студенческого координационного совета СФО Екатерина Сидоренко, председатель профкома студентов ИГУ Александр Манзула, представители иркутских вузов.
[EXP]
Первое повышение стипендий в прошлом году произошло в сентябре, когда стипендиальный фонд российских вузов и учреждений среднего профобразования был увеличен на 9%. Тогда ректоры большинства вузов приняли решение распределить надбавку среди всех студентов. После этого в ноябре из федерального бюджета вузам было выделено еще около 3 млрд рублей на стипендии. Правда, повышение почувствовали лишь 10% студентов-отличников. Как отметили в Министерстве образования и науки РФ, в среднем студенты стали получать около 4 тыс. рублей в месяц.
– Постановление было принято в ноябре, а финансирование поступило в декабре. Студенты всех вузов, в частности Иркутского государственного университета, тогда получили очень крупные суммы денег. Это были выплаты за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, – пояснил Александр Манзула.
Право на получение повышенной стипендии определялось по нескольким направлениям: за успехи в научной деятельности, за успехи в учебе, достижения общественной деятельности, культурно-творческой и спортивной. С одной стороны, это дало значительный толчок к тому, чтобы студенты занимались не только учебой, но и важными социальными функциями, отметил Александр Манзула. Но, с другой стороны, студент мог получить повышение за успехи лишь в одном направлении, даже если бы он успевал во всех этих пяти сферах.
Екатерина Сидоренко отметила, что решение вопроса с отличниками требует отдельного подхода:
– У нас сегодня очень много отличников, но мы можем назначить стипендию лишь для 10% из них, – сказала она.
Участники круглого стола предложили внести в постановление изменения, согласно которым повышенные стипендии имеют право не менее 10%, но не более 50% студентов от общего числа получающих стипендию.
Еще одно постановление правительства РФ касается повышения социальных стипендий студентам первых-вторых курсов, обучающихся на «хорошо» и «отлично». В документе прописано, что сумма стипендии должна быть не менее 6307 рублей.
Как рассказал Александр Манзула, такая стипендия назначается по нескольким критериям. Это студенты, среднедушевой доход семьи которых меньше прожиточного минимума, студенты-сироты или оставшиеся без попечения родителей, студенты из числа инвалидов первой, второй группы, имеющие только одного родителя, из числа пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, имеющие только одного родителя – инвалида первой группы. Кстати, социальная стипендия выплачивается по таким же критериям.
– Существует риск, что эти критерии не охватывают те категории студентов, у которых уровень доходов незначительно выше прожиточного минимума, хотя такие студенты тоже нуждаются в материальной поддержке. Мы предлагаем установить критерий для выплаты, если среднедушевой доход семьи студента превышает прожиточный минимум не более чем на 10%, – заявила Екатерина Сидоренко.
По ее мнению, у документа есть еще один недочет. Порядок выплат определяется ученым советом вуза и представительными органами студенчества – профсоюзными организациями. Однако последние есть далеко не во всех вузах, и зачастую студенты не могут участвовать в принятии данных решений, отметила Екатерина Сидоренко.
Между тем профсоюзные организации студентов пытаются принять свои меры, чтобы как можно более объективно назначать выплаты. Например, зампредседателя профкома студентов НИ ИрГТУ Сергей Аносов рассказал, что в их вузе была введена система рейтинга.
– У нас тоже возник вопрос, как начислять стипендии. Мы придумали рейтинг студентов по пяти направлениям – эта система является более или менее оптимальной. Например, в науке рейтинг начисляется за конкретную статью, за участие в конференциях разного уровня. Из этого рейтинга мы берем 52 студента бюджетной основы и назначаем стипендию на семестр. Через полгода начинается рейтинг на следующий семестр, – рассказал Сергей.
По его словам, этот рейтинг действует по пяти направлениям деятельности (учеба, наука, творчество, спорт и общественная работа). В учебной деятельности студентов стимулируют немного иначе. За несколько сданных сессий «на отлично» студент получает десять баллов, а за первое место по всероссийской олимпиаде – 20 баллов. Сергей Аносов считает, что такая система поощрения студентов оправдывает себя.
Как подчеркнул Александр Манзула, все предложения, подготовленные по итогам круглого стола, будут направлены в Министерство образования и науки РФ и студенческий координационный совет общероссийского профсоюза образования.
[/EXP]