03.08.2012 07:15
Рубрики
Парламент
Теги
#ЗС
03.08.2012 07:15

Власти примут программу по уменьшению численности волков

На сентябрьской сессии депутаты Заксобрания рассмотрят долгосрочную целевую программу, направленную на уменьшение численности волков. Программа рассчитана на три года с годовым финансированием в 10–11 млн рублей.

Основные средства по программе пойдут на выплаты охотникам за убитого зверя. Об этом стало известно вчера на круглом столе с участием чиновников областного правительства, депутатов ЗС и охотоведов.

Волки считаются санитарами леса. Для сохранения природного баланса в Иркутской области их популяция не должна превышать 1,5 тыс. особей. Остальных необходимо отстреливать. Однако полномасштабная волчья охота не проводится последние пять лет. В прошлом году волков было уже 3,9 тыс. штук.

Например, десять лет назад волчья стая в том же Качугском районе контролировала территорию в радиусе 70–100 км. Сейчас их популяция возросла, волчьих стай стало больше, каждая из них контролирует территорию в пять-семь раз меньшую. Волки все съедают в тайге, вплотную подбираются к населенным пунктам. В деревне Обхой Качугского района шутят, что скоро волков в округе будет больше, чем людей в деревне. Большие популяции хищников также зафиксированы в Баяндаевском, Усольском и Черемховском районах.

Сегодня органы государственной власти контролируют популяцию волков. В Иркутской области они следят за 12 млн га охотничьих угодий, но это только 18% всех охотугодий области. Согласно новому ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государство должно беспокоиться только о так называемых общедоступных охотничьих угодьях.

Как рассказал начальник отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Александр Каянкин, с 2009 по нынешний год в лесах было отстрелено 428 волков. Еще 500 голов за последние 12 лет было уничтожено частниками. Но это капля в море. Волчица приносит сразу 7–8 щенят, и половина из них выживает.

Сейчас изменен и порядок, и способы отстрела животных. Если раньше охотник брал, например, разрешение на косулю, а попутно еще и волка отстреливал, то ему выписывали премию за удачную охоту. Сейчас выпишут штраф. Теперь без лицензии отстреливать волков нельзя. Также запрещено использовать яд и многозахватывающий капкан во время охоты.

В 1997 году в нашей стране вступило в силу соглашение о международных стандартах отлова диких животных. России давалось десять лет, чтобы наладить выпуск капканов и отказаться от использования ядов. Этот срок в итоге продлили еще на пять лет. Но капканы выпускать в России так и не научились, а от яда отказались в 2003 году. Отчасти поэтому хищников в лесах стало больше, кроме того, как говорят специалисты, появилась даже разновидность – сельскохозяйственный волк. Это хищник, который получился в результате спаривания диких собак и волков. Они совершенно не боятся людей, по виду напоминают овчарку, но сохраняют все волчьи повадки и привычки, нападают на домашний скот, селятся неподалеку от людей, пояснил старший научный сотрудник Байкало-Ленского заповедника Михаил Ипполитов.

Тревогу начали бить еще несколько месяцев назад. По инициативе депутата Заксобрания Ольги Саидовой, перед парламентскими каникулами на июньской сессии был принят депутатский запрос к правительству области о регулировании численности волков в нашем регионе. На сентябрьской сессии депутатам предстоит рассмотреть долгосрочную целевую программу, направленную на уменьшение численности этих животных. Программа рассчитана на три года с годовым финансированием в 10–11 млн рублей. Основные средства по этой программе пойдут на выплаты охотникам за убитого зверя. Премия должна составлять до 20 тыс. рублей. Сегодня такие программы действуют и в Бурятии, и в Забайкальском крае, и в республике Саха (Якутия). Скажем, у якутов премия за волка составляет 20 тыс. рублей, в Забайкалье дают 7 тыс. рублей и двух баранов.

Заместитель председателя правления Иркутской областной организации охотников и рыболовов Александр Филиппов напомнил, что в нашей области подобная программа работала с 1999 по 2007 годы и доказала свою эффективность. За это время было отстрелено почти 2,5 тыс. волков. Тогда премия составляла 3 тыс. рублей за убитого зверя.