Вековой юбилей
Отметят жигаловские судостроители 25 августа
Жигаловская судоверфь – одно из старейших предприятий на Лене. За всю историю существования здесь было построено более 500 судов.
В перечне продукции жигаловских корабелов – мореходные путейские теплоходы, плавучие нефтебункеровочные станции, прогулочно-разъездные яхты и теплоход-буевоз водоизмещением 600 тонн. Как и прежде, предприятие «Верхне-Ленский район водных путей и судоходства» остается главным поставщиком судов для северных рек, а с недавнего времени еще и для Байкала.
Чего здесь только не строили: деревянные кулиги, карбазы и паузки, металлические катера и глиссеры, буксирные и пассажирские пароходы, бензоналивные, сухогрузные и пассажирские баржи грузоподъемностью до 1 тыс. тонн, сухогрузные и наливные теплоходы грузоподъемностью до 2 тыс. тонн…
Чупановский затон
А начиналось все с небольших мастерских, в которые из поселка Качуг сплавляли склепанные корпуса. Из Иркутска конной тягой доставляли материалы, оборудование. Котлы и машины везли на специально сделанных из бревен санях, окованных металлическими полосами. Пароходы и баржи закупались золотопромышленными пароходными компаниями, разбирались и по частям завозились на Лену. Здесь проводилась сборка, достройка судна, изготовление деревянной надстройки. Корпуса отдельных судов поступали только заготовленными листами и деталями набора. Вся подгонка, сборка, клепка производилась на месте. В начале XX века судоходство на Верхней Лене начало развиваться быстрыми темпами – и это потребовало основания собственного кораблестроения.
Предшественник Жигаловского судостроительного завода – Чупановский затон – заложили в 1912 году для отстоя и ремонта судов, а также мелкого судостроения. Промышленная площадка начиналась с небольших мастерских – механической и столярной, кузницы, склада и конторы. Энергию вырабатывали специальным локомобилем, который через трансмиссию приводил в движение лесопильную раму, два токарных и сверлильный станки. Все работы по сборке судов выполнялись вручную: транспортировка, подъем, установка механизмов, клепка, спуск судов. Основным подъемно-транспортным механизмом был деревянный ворот. Металлические листы корпусов вырезали ручными ножницами, отверстия для заклепок в листах прокалывали ручным прессом. Один из первых станков «Копен», на котором можно было растачивать гребные валы, получил имя «киндеевский», по фамилии токаря Иннокентия Антоновича Киндеева, проработавшего на нем с 1913 по 1954 год.
Первым пароходом, собранным в Чупановском затоне, стал «Альфред», названный в честь сына управляющего – барона Гинцбурга. Пароход этот, к слову сказать, был самый комфортабельный на Лене. К сожалению, в 1933 году во время перехода на Колыму он затонул в Восточно-Сибирском море, унеся жизни 23 человек.
Этапы становления
В 1933 году затон был переименован в Жигаловскую судоверфь. Кроме строительства судов здесь производили текущий и капитальный ремонт флота, изготавливали плавучие знаки и товары народного потребления. Уже через год со стапелей верфи ушли в плавание восемь буксирных пароходов мощностью по 200 л. с.: «Куйбышев», «Артем», «Челюскинец»… Вскоре в Жигалово начинают строить наливные несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т. В эти годы также освоено строительство колесных теплоходов с цельносварными корпусами. Позднее на верфи освоили работы по переоборудованию колесных теплоходов в газоходы. Потом наступило военное лихолетье, а с 1948 года «Лензолотофлот» наметил план реконструкции и расширения судоверфи. Первыми металлическими судами, собранными на стапелях, были пароходы проекта 732 мощностью 400 л. с., поставляемые в разборном виде с завода «Ленинская кузница». Головное судно – пароход «Жданов» – было сдано в эксплуатацию в 1949 году. За десять лет со стапелей судоверфи сошло 57 несамоходных единиц, три сухогрузных рефрижератора, плавкран «Блейхер» и десятки буксирных теплоходов.
Теплоходы для северных рек
В 1957 году, с ликвидацией «Лензолотофлота», Жигаловскую судоверфь передали Ленскому речному пароходству. Это стало третьим рождением предприятия. За семь лет были построены плаз, корпусно-сборочный, слесарно-механический цеха, расширены столярный цех и кислородная станция. Судоверфь пополнилась подъемно-транспортным оборудованием. Был сделан серьезный шаг вперед: в 1967 году конструкторы Жигаловской судоверфи совместно с конструкторским бюро Ленского объединенного речного пароходства разработали проект сухогрузно-наливного теплохода, который успешно эксплуатировался не только на Лене, но и на реках с быстрым течением – Колыме, Индигирке, а также на далеком Анадыре.
В 70-х – начале 80-х годов на судоверфи выпускалось два типа судов: теплоход проекта 414В и теплоход проекта Р25Б. За это время было построено 36 судов этого типа. Для верхнего, несудоходного, участка Лены такие суда в 2 тыс. тонн были просто гигантами – весенний их сход с верфи всегда был сопряжен с точнейшим расчетом, большим риском и огромным искусством лоцманов и капитанов. Судоверфь в то время успешно сотрудничала с Московским центральным проектно-конструкторским бюро, Ленским объединенным речным пароходством и Новосибирским филиалом ЦТКБ. В 1986 году она была передана Ленскому государственному бассейновому управлению водных путей и судоходства и была переименована в Жигаловский судостроительный завод.
Полет инженерной мысли
То, что предприятие в трудные времена спаслось от развала и упадка, – заслуга коллектива и руководства. В лихие 90-е завод буквально стоял на коленях. Численность работников тогда сократилась более чем в два раза, работали по четыре часа четыре дня в неделю, зарплату не получали по девять месяцев. Народ выживал за счет собственного хозяйства и пилорамы. Вместо судов на заводе мастерили кухонные гарнитуры, детские кроватки, стулья, табуреты, все, что пользовалось хоть каким-то спросом. И выстояло!
Возрождение предприятия началось в 2001 году с приходом директора Валерия Савинова. Именно при нем нормализовалась ситуация, вновь стали поступать заказы. Например, путейский теплоход «Перевал» буквально вытащил завод из финансовой пропасти. Потом был заказ на совершенно новый проект – плавучую нефтебункеровочную станцию. Приноровившись к рыночным отношениям, жигаловские корабелы освоили еще одну новую для себя продукцию – прогулочно-разъездные яхты. Четыре комфортабельных судна уже успешно эксплуатируются. Несколько лет назад жигаловцы начали, помимо своего исконного занятия, также обслуживать верховья Лены. Теперь вниз по сибирской реке построенные суда идут по створам, которых тут не выставляли уже лет двадцать. Но, несмотря на то что предприятие сегодня называется «Верхне-Ленский район водных путей и судоходства», всем понятно, что судостроение как наиболее наукоемкое и трудоемкое производство по-прежнему остается главным для жигаловских мастеров.
«Зеленая улица» для жигаловских судостроителей
Сегодня стабильно работающее предприятие как никогда является градообразующим во всем Жигаловском районе. Здесь не только вовремя выплачивают заработную плату, но и активно помогают районным властям во всех социальных и экономических начинаниях. За счет собственных средств привели в порядок и отремонтировали запущенные цеха, реконструировали столовую и построили детское кафе. А еще стали строить дома. За девять лет благодаря судостроителям в Жигалово появилась новая улица – Молодежная. 14 новостроек украшают райцентр, радуя глаз добротными крепкими стенами.
Сегодня жигаловские судостроители с уверенностью смотрят в будущее. Эту уверенность поддерживает не только постоянно растущее число заказов, но и то обстоятельство, что впервые за много лет о возрождении речного судостроения заговорили наконец на правительственном уровне.
– Сейчас мы обеспечены работой на ближайшие три-четыре года, – говорит директор Геннадий Мицких. – Заключен договор с Московским судостроительным заводом на строительство трех обстановочных теплоходов по государственному заказу для нужд ФГУ Ленского бассейнового управления. Это новые для нас суда – обстановочные теплоходы проекта 3050.1 длиной 27 м и шириной 4 м. Они предназначены для эксплуатации на мелких реках. Продолжаются работы по строительству двух теплоходов проекта Р-121.
Действительно, на судостроительном заводе кипит работа. Кто знает, куда через два-три года пойдет продукция судоверфи? Снова на Анадырь? Енисей? Во всяком случае, в ближайшее десятилетие сибирские корабелы совершенно точно не останутся без работы.