Судьба была на стороне Дарьи Дмитриевой
Вице-чемпион и ее тренер рассказали о тернистом пути к олимпийской награде
Серебряного призера Олимпийских игр в Лондоне по художественной гимнастике Дарью Дмитриеву и ее тренера Ольгу Буянову в аэропорту встретили толпы поклонников. После чествований и поздравлений Дарья и Ольга Владимировна рассказали, какие чудесные переплетения судьбы связали будущую прославленную спортсменку и знаменитого тренера, и кто реально повлиял на решение Ирины Винер включить в сборную именно иркутянку, а не Александру Меркулову.
Ольга Буянова: Наверное, это судьба. Даша родилась в 1993 году, когда погибла Оксана Костина. Они учились в одной школе, жили на соседних улицах. Даже имена и отчества у их мам похожи, одна Галина Даниловна, а другая – Галина Давидовна. Я и нашла Дашу благодаря классной руководительнице Оксаны, когда стала набирать новый поток детей. Пришла в девятую школу, и тут меня увидела учительница Костиной. Я посмотрела ее класс, там уже сидели одни старушки восьмилетние, которым поздно начинать заниматься художественной гимнастикой, но двух девочек все же взяла, одной из них и была Даша. Помню, как-то перед тренировкой дети забегают в зал и здороваются, но каждую из тридцати воспитанниц не поприветствуешь отдельно. Тогда Даша подбежала ко мне и толкнула: «А почему, Ольга Владимировна, вы со мной не здороваетесь?» Так я ее и запомнила.
Гибкость у Даши была средняя, внешние данные не очень – крепыш. Но я сразу заметила, что она работоспособная, умная, смелая, с чувством юмора и по характеру – спортсменка, могла бы добиться успехов и в легкой атлетике, и в плавании, везде, где подошли бы ее физические данные.
Путь на Олимпиаду
Ольга Буянова: Хотелось бы поблагодарить всех жителей Иркутской области, которые яростно поддерживали Дарью Дмитриеву. Я просто была ошеломлена от того количества поступивших поздравлений, когда Даша еще даже не выступила, а только попала в Олимпийскую сборную. С одной стороны, это вдохновляло, с другой – накладывало большую ответственность. Но когда выступали, не думали, какую получим медаль, была только одна мысль, выступить так, чтобы, приехав домой, не было стыдно, чтобы могли смело смотреть в глаза родным, близким, поклонникам.
Дарья Дмитриева: К сожалению, тренерский штаб кроме наставницы Евгении Канаевой уже в Лондоне проголосовал против моей кандидатуры. И в этот момент Ирине Александровне написала сообщение маленькая девочка Настя Плотникова…
Ольга Буянова: Я поясню, у Ирины Винер среди воспитанниц всегда есть любимица. Эта девочка для главного тренера сборной – большой авторитет. К счастью, Настя Плотникова без ума любит Дашу.
Дарья Дмитриева: Мы с Настей тренируемся на одной базе в Новогорске и знаем друг друга хорошо. После заседания тренерского штаба Настя написала такое сообщение: «Здравствуйте, Ирина Александровна! Очень прошу поставить на Олимпийские игры Дашу Дмитриеву, мы очень надеемся на ваше правильное решение, Вы очень хороший и самый любимый тренер!». И когда Ирина Винер включила меня в сборную, Настя поблагодарила ее: «Дорогая Ирина Александровна, спасибо, что вы поставили Дашу Дмитриеву на Олимпиаду, вы самый добрый человек на всем белом свете». Ирине Александровне писали много болельщиков с просьбой выбрать мою кандидатуру, и, возможно, это и сыграло свою решающую роль в определении второго номера в сборной.
Ольга Буянова: Надо отдать должное Ирине Винер, она приняла правильное решение. Саша Меркулова тоже хорошая гимнастка, за нею будущее сборной России, она прекрасно выступила на чемпионате Европы. И тем не менее, это мудрое решение Ирины Александровны, что она выбрала Дашу.
Дарья Дмитриева: Ирина Винер была очень рада. Ведь эта первая олимпиада, когда мы завоевали и «золото», и «серебро».
Без права на ошибку
Ольга Буянова: Даша – чемпионка мира, титулованная спортсменка. Но на олимпиаде это не имеет никакого значения. На ковер выходят с нуля, что Канаева, что Дмитриева, что Черкашина, и пожалуйста, доказывай, на что ты способна. Ошибку могла совершить каждая. И мы это видели, когда гимнастка такого уровня, как Евгения Канаева, не справилась с волнением. Даше тоже очень сложно было выходить с мячом, этот снаряд коварный, одно неверное движение рукой, и он уходит за площадку, а спортсменка лишается права даже войти в десятку сильнейших. Это был бы такой позор, какого мы бы не пережили! В первом круге соревнований после трех видов Даша даже была первой. А потом эти злополучные булавы! Но в финале она, слава Богу, с ними справилась. Малейшая ошибка в третьем виде лишила бы нас надежд на медаль. А уж лента это наше все, здесь Даша выиграла даже у Канаевой.
Дарья Дмитриева: Я у кореянки выигрывала всего две десятых, и, мне кажется, перед третьим упражнением судьи решили дать возможность другим побороться за «серебро». Они знали, что булавы – моей нелюбимый предмет. И если бы в Лондоне случилась хотя бы одна потеря, то я бы не только в тройку, но и в пятерку не попала. А в последнем упражнении я уже была уверена на 100 процентов. Делая заключительный бросок ленты, я понимала – Олимпиада закончена, я с медалью.