Все дороги ведут на Байкал

В Улан-Удэ обсудили перспективы межрегионального сотрудничества

Делегация Иркутской области во главе с губернатором Сергеем Ерощенко посетила столицу Бурятии, где прошли два крупных совещания – по развитию транспорта и охране Байкала. Цель последнего – объединить усилия всех жителей Байкальского региона и сберечь уникальное озеро и его природную территорию для будущих поколений.

Одна авиакомпания на три региона

Насыщенная программа визита в Бурятию началась с заседания Совета по безопасности полетов Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации. Помимо вопросов безопасности на нем обсуждали перспективы развития авиаперевозок, и представители власти трех соседних субъектов решили, что друг без друга им в этом непростом деле никак не обойтись.

[EXP]

Открывая совещание, президент Бурятии Вячеслав Наговицын отметил, что тема развития авиаперевозок на сегодня как нельзя актуальна.

– Пора возобновлять внутрирегиональные рейсы. Для этого нужна малая авиация. Важной составляющей процесса восстановления системы перевозок является и приемлемая стоимость авиабилета, – подчеркнул он.

Глава республики также сообщил, что на следующий год запланировано строительство аэропорта в Горячинске, а в Таксимо и Нижнеангарске необходима реконструкция существующих аэродромов.

Руководитель Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Артур Сулейменов напомнил, что в июле этого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на заседании Госкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Сибири заявил, что власти «должны по-настоящему взяться за программу возрождения региональной авиации».

Артур Сулейменов привел неутешительные данные: с 1992 по 2002 годы Иркутская область потеряла 58 аэропортов, а к 2012-му это число достигло 61. Сегодня в Приангарье действует лишь два федеральных аэропорта и шесть аэродромов местных воздушных линий. В Бурятии и Забайкальском крае имеется по одному федеральному аэропорту, а местных на два региона всего три.

Сейчас решается вопрос о возобновлении полетов в поселок Казачинское Иркутской области. Последний раз самолет садился там шесть лет назад. Также ведется работа по повышению надежности авиаперелетов в Ербогачен и Маму. Ремонт аэропорта в столице Катангского района не проводился со времен открытия – с 1942 года. Износ основных фондов большинства региональных авиаузлов близок к 100%.

Ряд аэропортов Приангарья включен в федеральную целевую программу модернизации транспортной системы России до 2015 года, и, по словам Артура Сулейменова, необходимо постараться добиться ее исполнения в максимально короткие сроки. Задержка может повлечь за собой парализацию воздушного сообщения.

Еще одна насущная проблема авиационной сферы – кадровая. Средний возраст летчиков и бортинженеров приближается к 50 годам, а в некоторых авиакомпаниях – к 60-ти.

– Через месяц в Иркутскую область прибудут три новых авиалайнера Ан-148. Восточная Сибирь должна стать центром подготовки специалистов, владеющих современной техникой. На базе авиакомпании «Ангара» можно создать технический центр по обслуживанию Ан-148, а на базе имеющихся учебных заведений начать подготовку кадров, – отметил руководитель межрегионального управления воздушного транспорта.

Он также напомнил, что в Байкальском регионе должно быть создано казенное предприятие по аэродромному обслуживанию, и заявил о необходимости подготовки программы развития региональных авиаперевозок, которая объединит несколько соседних территорий.

Тема межрегиональной кооперации стала в рамках совещания ключевой. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко подчеркнул, что для развития единого Восточно-Сибирского транспортного узла нужно приложить совместные усилия.

– Региональная авиация многие годы находилась в сложном положении. Но без ее развития бессмысленно говорить о многих инвестиционных проектах, в том числе нефтегазовых и туристических. Три субъекта Федерации – Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край – могут создать основу для развития авиатранспортной сети и показать пример другим территориям, – заявил губернатор Приангарья.

Глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын также отметил, что совместное развитие региональных перевозок позволит существенно увеличить турпоток, улучшит инвестиционный и социальный климат.

– Необходимо на уровне глав субъектов рассмотреть вопрос разработки единой концепции, направленной на создание Восточно-Сибирской авиакомпании. При этом нужно учесть интересы различных структур и исключить возможность противодействия нашим совместным планам, – сказал президент РБ.

На заседании свою позицию по этому вопросу высказали и депутаты Государственной думы РФ от Иркутской области и Бурятии. Сергей Тен заявил, что потребность в интеграции субъектов давно назрела, и к решению транспортных вопросов нужно подходить только комплексно. Михаил Слипенчук отметил, что в Сибири уже все давно привыкли преодолевать огромные расстояния на автомобилях, но ситуацию вполне можно изменить, создав одну авиакомпанию, способную обновить парк воздушных судов.

Директор авиакомпании «Ангара» Анатолий Юртаев напомнил, что в сентябре-октябре в Иркутскую область поступит три новых самолета Ан-148-100Е, способных садиться, в том числе, на короткие грунтовые полосы. Первые полеты на новых лайнерах начнутся уже в декабре, а в 2013 году в Приангарье прибудет еще одна партия Ан-148. Предварительное соглашение на поставку десяти самолетов было подписано в ноябре прошлого года между лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко», авиаперевозчиком и управляющей компанией «Истлэнд».

Планируется, что новые самолеты будут обслуживать местные авиалинии и совершать беспосадочные рейсы в Якутск, Новосибирск, Благовещенск и Хабаровск. Кроме того, рассматривается возможность организовать рейсы в страны Юго-Восточной Азии, что даст существенный толчок к развитию туристической индустрии Иркутской области.

В рамках заседания Совета по безопасности полетов было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между четырьмя федеральными аэропортами, расположенными в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. Подписи под документом поставили руководители ОАО «Международный аэропорт Иркутск», ОАО «АэроБратск», ОАО «Аэропорт Байкал», ОАО «АэроЧита».

За зеленую столицу на Байкале

Первый в истории форум «Байкальский диалог» состоялся в Улан-Удэ под эгидой комитета по природным ресурсам Госдумы, межфракционной депутатской группы ГД РФ «Байкал», правительства и Народного Хурала Бурятии, а также Фонда содействия сохранению озера.

В нем приняли участие представители исполнительной и законодательной власти всех уровней, научные деятели, общественность. Основной целью также стало объединение усилий трех регионов – Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края – в деле борьбы за сохранение священного озера.

Президент Бурятии Вячеслав Наговицын отметил, что актуальность форума обусловлена нарастающим конфликтом интересов. Федеральное законодательство запрещает какую-либо хозяйственную деятельность в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Ограничения мешают созданию новых рабочих мест и в целом социально-экономическому развитию территории. Отсутствие возможности заготавливать дрова на охраняемой территории приводит к незаконным рубкам леса, а из-за запрета на строительство полигонов твердых бытовых отходов на Байкале ежегодно обнаруживается более ста несанкционированных свалок.

– Запретительные меры не улучшают экологическую обстановку, но порождают отток населения. Люди уезжают в регионы с более хорошим инвестиционным климатом. Запрет на ловлю рыбы в Забайкальском национальном парке вообще вызвал не только социальный взрыв местного масштаба, но и грозит экологической катастрофой – в районе Чивыркуйского залива нарушается природный баланс. Жители Тункинского района Бурятии и вовсе оказались вне закона – вся территория отнесена к нацпарку. И только сняв эти надуманные запреты, мы сможем нормально развиваться и двигаться вперед, – заявил Вячеслав Ноговицын.

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в своем выступлении подчеркнул, что нужно искать цивилизованные подходы к сохранению байкальской природной территории.

– У нас огромный научный, промышленный, образовательный, ресурсный потенциал. Обладая такими богатствами, мы заслуживаем совершенно иного положения на экономической карте страны. Одни из главных наших задач – остановить отрицательную миграцию населения и улучшить социально-экономическую ситуацию. Стопором в развитии пока является неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура. Повышение транспортной доступности позволит разрабатывать месторождения, цивилизованно развивать туристическую сферу. Необходимо уделить внимание строительству и реконструкции дорог как регионального, так и межрегионального значения; обеспечить развитие воздушного и речного транспорта. Нам необходимо, объединив усилия, входить в государственные программы. При наличии транспортной инфраструктуры мы сможем говорить и о нефтегазовом кластере, который даст дополнительный толчок к развитию наших территорий. Серьезное внимание нужно уделить экологическим проблемам, опережающими темпами строить канализационно-очистные сооружения, полигоны твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающие станции. Необходимо задуматься и о нашем негативном наследии – Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Нужна государственная программа, которая определит сроки ликвидации отходов предприятия, – обратился к представителям соседних субъектов глава Приангарья.

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина поддержала Сергея Ерощенко:

– Мы связываем свое социально-экономическое развитие с Байкалом, и, с одной стороны, должны быть бережливыми, а с другой – обеспечивать интересы населения. Нельзя позволить, чтобы Байкальский регион обезлюдел. Идеологами сохранения Байкала не должны быть люди, живущие за пределами нашей территории. Нам самим необходимо быть ответственными за наш край и развивать его, заботясь об экологии. «Байкальский диалог» – своевременная дискуссионная площадка. Рекомендации, которые будут на ней выработаны, лягут в основу законотворческой деятельности, – сказала Людмила Берлина.

Депутат Госдумы от Республики Бурятия Михаил Слипенчук напомнил, что в ГД шестого созыва была создана межфракционная группа «Байкал», и ее усилиями предотвращена попытка ЮНЕСКО включить священное озеро в список «Всемирное наследие в опасности».

Антон Романов, депутат ГД от Иркутской области заявил, что варка целлюлозы на берегу Байкала должна быть прекращена. По его мнению, в Байкальске нужно создать замещающее производство, а лигниновые могильники рекультивировать. Он также отметил, что сегодняшнее законодательство не обеспечивает необходимой защиты озера Байкал, и его надо «ремонтировать».

Участники форума тут же высказали мысль о том, что Байкальск должен стать зеленой столицей на Байкале. А представитель Минприроды России Светлана Юрманова сообщила, что сейчас идет активная работа по оценке различных сценариев, связанных с закрытием, перепрофилированием, либо модернизацией БЦБК.

В рамках форума состоялись заседания нескольких круглых столов по темам: «Как обустроить азиатскую периферию России?», «Законодательство о Байкале: ограничение или стимул для развития?», «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы озера Байкал ПРООН (программа Организации Объединенный Наций)».

В завершение заседания участники обсуждения выработали рекомендации, в том числе по внесению изменений в Закон «Об охране озера Байкал» и по разработке комплексной программы перепрофилирования БЦБК.

Гостеприимная Бурятия

В перерывах между совещаниями делегация Иркутской области посетила несколько значимых для Республики Бурятия объектов. Один из них – недавно открытый физкультурно-спортивный комплекс с 50-метровым бассейном, над водами которого возвышается плакат «Мы делаем все, чтобы спорт стал частью жизни каждой российской семьи. Владимир Путин».

Строительство комплекса началось в 2008 году. Сейчас он является одним из крупнейших за Уралом. Площадь здания, выкрашенного в ярко-красный цвет, составляет более 32 тыс. кв. м. ФСК включает в себя плавательный бассейн на десять дорожек, универсальный зал со специальным покрытием, а также залы для мини-футбола, баскетбола, волейбола, гандбола, бокса, дзюдо, вольной борьбы, стрельбы из лука. На строительство ФСК из федерального бюджета было выделено около 2 млрд рублей, из республиканского – 200 млн. Кстати, этот комплекс будет расширяться – рядом появятся молодежный и торгово-развлекательный центры.

Губернатор Сергей Ерощенко побывал и на Улан-Удэнском авиационном заводе, выпускающем вертолеты Ми-8, Ми-171 и самолеты Су-39.

Руководство завода показало гостям вертолет Ми-171 в VIP-варианте, который пользуется популярностью среди президентов, высокопоставленных военных и гражданских чиновников, бизнесменов целого ряда стран мира.

С авиапредприятия делегация отправилась на центральный стадион Улан-Удэ, где под лозунгом «Сохраним Байкал всем миром!» проходил благотворительный экологический марафон, а Олег Газманов спел про есаула. Организаторами мероприятия выступили Фонд содействия сохранению озера Байкал, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, ряд СМИ.

Все собранные во время марафона денежные средства будут направлены на организацию новых благоустроенных рекреационных зон на побережье Байкала.

На открытии праздника Сергей Ерощенко отметил, что Байкал объединяет два субъекта России, и поэтому Иркутская область и Бурятия должны вместе беречь священное озеро для будущих поколений.

[/EXP]