Дорога на Север
Наш корреспондент побывал в Бодайбинском районе на месте стихийного бедствия
К сентябрю в Бодайбинском районе планируют восстановить автодорогу Кропоткин – Перевоз, размытую паводком. Чтобы посмотреть, в каком состоянии сегодня находятся бодайбинские трассы, и узнать, как идут восстановительные работы, корреспондент «Областной» проехала по бодайбинским дорогам.
Когда обрывается дорога
В Бодайбинском районе одно главное направление – Бодайбо – Кропоткин протяженностью 140 км. На этой дороге расположены крупные населенные пункты – Балахнинский, Артемовский. По обе стороны находятся Маракан, Перевоз, Светлый. Главную трассу пересекают многочисленные речушки и ручьи. Чтобы проехать от Кропоткина до Светлого, надо пересечь 48 бродов. Во время дождей и паводков реки разливаются и выводят из строя и без того разбитое полотно. Зимой на трассе бесконечные наледи, весной и летом – ямы да ухабы. Если что-то случается на кропоткинской трассе, «встает» весь район.
Дороги здесь не восстанавливали десятки лет. Но даже в самое бездорожье водители садятся за руль – поселки надо снабжать топливом и продуктами.
Ранним утром мы выезжаем в сторону Кропоткина.
– Были времена, когда автобус до поселка ходил за три с половиной часа, – рассказывает мой спутник Александр Тулупцов, – а сегодня наша вахтовка едет от Бодайбо не менее шести.
По сторонам от трассы – глубокие обрывы глубиной в десятки метров, оставшиеся после отработки золотоносных пластов. Река Бодайбинка тянется вдоль дороги на 90 км. В дожди она разливается, калеча трассу. Летние ливни в этом году наделали множество бед. Горняки рассказывают, что река Большой Патом вышла из берегов так, что тащила за собой прибрежные вагончики и зимовья.
Из-за резкого подъема горных рек в конце июля на автодороге Кропоткино – Перевоз произошло два ЧП. Большой водой разрушило мост через ручей Айчи, водоотводную трубу оторвало и унесло в лес. Вода снесла и деревянный мост через ручей Озерный. Погибли две женщины. Легковая машина, в которой находилась одна из них, упала с моста в воду, женщина выбраться не смогла. Вторая, пенсионерка, также находилась в грузовом автомобиле, который переезжал реку во время подъема воды. Женщину унесло течением.
В районе был объявлен режим ЧС. На ликвидацию последствий стихийного бедствия из области выделили 15 млн рублей. Сегодня дорожникам необходимо доосвоить 11,9 млн рублей.
– Предстоит отремонтировать 51 км дороги от Кропоткино в сторону Перевоза. Впервые мы проводим такой масштабный ремонт. На 15 км уже проведены грейдирование, отсыпка и ремонт водоотводов, восстановлен мост через один из ручьев. Работают 10 человек и шесть единиц техники. До конца сентября работу сделаем, – обязуется директор ООО «Гранит», подрядчик работ Андроник Мурадян.
Дорожники воюют плохо
В этом году от Бодайбо в сторону Кропоткина прошел грейдер местного филиала областной дорожной службы и как смог, разровнял 70 км трассы.
По мнению местных автомобилистов и самих дорожников, грейдирование проблем не решает.
– Дороги построены в прошлом веке с расчетом нагрузки 20 тонн. Сейчас по ним идет техника свыше 30 тонн. Одним грейдированием уже не обойдешься, необходимо делать отсыпку, так называемую одежду полотна, – говорит руководитель Бодайбинского филиала дорожной службы Андрей Варкаев. – Средств на это нет. В этом году нам выделено 30 млн рублей, на работы по трассе Бодайбо – Таксимо – чуть больше. При этом в Иркутске и Бодайбо на содержание одного километра дорог выделяется одинаковая сумма, но топливо у нас стоит значительно дороже.
Среди проблем своей службы Андрей Варкаев называет также устаревшую технику, кадровые проблемы. «Воюем не числом, а умением», – говорит главный районный дорожник.
Мэр города Бодайбо и района Евгений Юмашев считает, что дорожники воюют плохо.
– Неудовлетворительно служба работает. Да, финансирование недостаточное, но они и тут умудряются напортачить. В прошлом году не освоили 5 млн рублей, – комментирует глава района.
– Было недоосвоение, – признается Андрей Варкаев, – но долг мы сегодня отработали. Есть долги и по региональной трассе Таксимо – Бодайбо, мы привлекли субподрядчиков и до 15 сентября освоим эти деньги.
В районе 587 км трасс. Но только у дорог Бодайбо – Кропоткин и Бодайбо – Маракан есть паспорт. На дорогу Бодайбо – Перевоз никакой документации нет, и проблема до сих пор не решена.
– В 2010 году мы обращались в область с предложением передать дорогу в ведение района. Нам предложили забрать ее, но без финансирования, – прокомментировал мэр района Евгений Юмашев.
Как сто лет тому назад
Поселок Балахнинский встречает приезжих оптимистичным плакатом «Россия будет великой!». Кафе в поселке называется «Улетная дорожка», чтобы водители не забывались.
Цены в местных магазинах по-плохому удивляют. В Кропоткине колбаса «Праздничная» стоит 750 рублей килограмм, печенье – 182 рубля, хлеб – 34 рубля. Львиную долю высокого ценника составляет дорожная накрутка. Случается, недобросовестные коммерсанты в распутицу задирают цены, зная, что новый товар доставят не скоро.
Старейший поселок Артемовский, которому более 130 лет, некогда процветал, а ныне представляет собой печальное зрелище. Брошенные дома без крыш заросли травой и метелками иван-чая. Глаза радуют красные рябины в палисадниках да женщина с корзиной цветов, степенно переходящая дорогу.
В районе Артемовского на дороге работает бульдозер, ровняющий полотно. Это техника одного из золотодобывающих предприятий. Такая практика: дороги возле своих баз предприятия содержат сами – чистят от снега, грейдируют.
– Три предприятия – «Высочайший», «Светлый» и «Дальняя Тайга» помогают району содержать дороги, – рассказывает и.о. начальника отдела жилищной политики, ЖКХ и транспорта администрации района Василий Константинов.
Уже через несколько километров от Артема, куда не дошел грейдер, машину снова колотит и трясет. «Счастье кончилось», – шутят мои спутники. Накрапывает дождь, мрачно. Пейзажи вокруг – как и сто лет назад.
– 100 лет назад цивилизации здесь было больше, – возражает мой спутник Александр Тулупцов. Он рассказывает, что именно в Бодайбинском районе многие технические новшества появились гораздо раньше, чем где-либо в России. Первая электрическая железная дорога, первая высоковольтная электростанция, первая паровая драга начали работать именно в этих местах.
Давным-давно ушел последний поезд, и рельсы разобрали. Разбитый асфальт, положенный в Бодайбо в середине прошлого века, сегодня тоже потихоньку разбирают. Его куски используются при ремонте участков уцелевших городских дорог. Демонтаж и латание дыр сегодня делать намного проще, чем строить новые трассы.
В разные времена через Бодайбо прошли сотни тысяч людей, ехавших сюда в надежде на старательский фарт. Сегодня столица золотой Лены все еще похожа на город-транзит, перевалочную базу. И так будет, пока здесь не появятся нормальные дороги.