Коррида и вакханалия Пабло Пикассо
Произведения искусства, созданные человеком, которого называют самым величайшим художником XX века, – «суперменом среди гениев» теперь можно увидеть в Иркутске.
В музейной студии областного краеведческого музея открылась выставка «Керамика и графика Пабло Пикассо». Проект осуществил известный российский коллекционер Александр Шадрин, который в прошлом году показывал в Иркутске скульптуру и графику Сальвадора Дали.
Графические работы Пабло Пикассо он приобрел в 2003 году и уже показал их в Париже, а керамику он купил два месяца назад на аукционе Кристис в Лондоне. Она из собрания знаменитых коллекционеров Жоржа и Сюзанны Рамье, работавших с художником в течение последних 25 лет его жизни.
– За керамикой Пабло Пикассо я начал охотиться очень давно, – рассказал коллекционер. – Известно, что художник работал с керамическим домом «Мадора» и с 1946 по 1971 годы создал там всю свою керамику. Я долго вел переговоры с наследником коллекции Аланом Рамье, но в последний момент они сорвались, потому что он решил выставить всю коллекцию Пикассо – от стульев, фотографий до последней работы на аукционе Кристис. Говорят, что он так поступил, потому что всю жизнь находился под прессом имени Пикассо и наконец-то решился освободиться от него. Шумиха началась необыкновенная, ценители всего мира буквально сошли с ума, потому что работы Пикассо сейчас практически не продаются. Средняя цена лота была в шесть раз выше заявленной. Я, например, купил кувшин «Женщина» за 60 тыс. долларов.
Всего в коллекции представлены 30 керамических изделий и 52 графические работы.
– В графике меня интересовала линогравюра, дело в том, что она рельефна, как и керамика, – рассказал Александр Шадрин. – А из тем, которым посвящены работы, – коррида и вакханалия, ведь они по-настоящему пикассовские: художник любил жизнь, любил женщин, в последний раз он женился в 80 лет. А коррида, которую он впервые посетил с отцом в 10 лет, поразила его тем, что люди идут на смерть, как на праздник. Поэтому я считаю корриду и вакханалию творческой сутью великого испанца.
Интересно, что на выставке есть первые керамические работы художника, которые датированы 1948 годом (среди них блюдо «Голубь» – знаменитый пикассовский символ мира, кувшин «Женщина») и последние, среди которых лицо, созданное в 1971 году, когда художник уже не мог лепить руками, в технике штампования. Кстати, характерные мотивы, объединяющие серию керамических работ, – это лица и маски, а также изображения животных, некоторые из которых, например, филин и коза, жили дома у Пабло Пикассо.
– Интересно, почему Пикассо вообще обратился к керамике? Первые работы он создан в 1906 году, и это были произведения в гогеновском стиле. Затем 40 лет он не обращался к этому виду искусства, пока не попал на ярмарку керамистов Сюзана Рамье. После этого он влюбился в керамику, – рассказал Александр Шадрин. – В 67 лет он начал совершенно новую жизнь, забросил живопись и 25 лет работает керамистом, без выходных и отпусков по 12–14 часов в день до 1991 года. И когда его спросили: зачем вы создаете столько керамических объектов, он ответил: я всю жизнь создавал очень дорогие произведения искусства, которые стояли миллионы долларов и их могли купить только богатые люди, а сейчас я хочу чтобы мои работы дошли до простого народа и у каждого дома был свой Пикассо.
Кстати, Иркутск – первый город России, где Александр Шадрин представил свою коллекцию, и единственный, в котором выставка будет длиться так долго – целый месяц. В России экспозиция также побывает в Южно-Сахалинске, потом в Петербурге, затем она уйдет в Китай, потом, возможно, будет представлен в Корее и Японии.
– Пикассо, безусловно, новатор, – считает Александр Шадрин, – когда он заканчивал определенный этап творчества, то больше к нему не возвращался. Например, он был кубистом с 1906 по 1924 год, а потом, познакомившись со своей будущей женой Ольгой Хохловой, которая не понимала этого направления живописи, отошел от кубизма. Вообще, когда Пикассо влюблялся в новую женщину, она становилась его музой, и он работал для нее. Сам он такую переменчивость в творчестве объяснял просто: не хочу повторять самого себя. А еще великий испанец говорил: я всю жизнь учился рисовать так, чтобы рисовать как ребенок. Особенно хорошо он развил эту способность в керамике.