Медвежьи услуги SMS
ФАС жестко пресекает рассылку рекламных сообщений
Отравлять жизнь владельцам сотовых телефонов, причем за их же деньги, – вот как называется широко распространившаяся мода релкамодателей на SMS-рассылки о товарах и услугах. Эта «антинародная забава» взята на прицел работниками антимонопольного ведомства.
Что ни говори, но в услуге рекламы через SMS присутствует и материальный урон. Как ни уверяют нас операторы, что SMS бесплатны для адресата, деньги граждан при рассылке торговых зазывалок все-таки отщелкиваются.
На протяжении текущего года ФАС занимается незаконными рассылками SMS-сообщений рекламного характера, которыми злоупотребляют многие хозяйствующие субъекты. Закон о рекламе запрещает адресовать рекламу через SMS без предварительного согласия абонента. Однако эта норма повсеместно нарушается. Практически во всех регионах, а также в центральном аппарате ФАС рассматриваются дела, связанные с телефонным спамом.
Комиссия ФАС, в частности, совсем недавно вынесла решение о ненадлежащей рекламе займов для развития бизнеса некоего ООО «Микрофинанс» в Москве. Весной нарушителями запрета на непрошенную SMS-рассылку были объявлены компании «Мегафон» и «Подиум», рекламировавшие таким образом женскую одежду и аксессуары. Особенно докучает своим абонентам сотовый оператор «Билайн», которого в июне привлекли за рекламу лотереи «СМС удача», вместе с ним ответственность разделил рекламодатель – ООО «Мобильный диалог». В июле ФАС уличила в незаконной SMS-рекламе банк «Ренессанс Капитал», предлагавший потенциальным клиентам различные виды кредитов. 15 августа Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ЗАО «Райффайзенбанк» за рекламу финансовых услуг через сервис коротких сообщений.
В российских регионах эта тема не менее актуальна и также не обойдена вниманием контролеров. В канун текущего года в Самаре нарушителем буквы закона стал театр «Дилижанс», навязчиво приглашавший население на премьеру, а также его партнер ООО «Инфо-Групп», предоставляющее услуги SMS-рассылки, голосовой рассылки и e-mail-рассылки. Еще раньше сотрудники Свердловского УФАС выявили и пресекли рассылку рекламы магазина «Л`Этуаль» опять же через сеть «Билайн». Нынче летом в Новосибирске антимонопольщики разоблачили рекламу услуг такси «Гранд Авто», отправлявшуюся SMS на мобильные телефоны. В соседней Бурятии самовольные рассылки подвели магазин стройматериалов ТД «У Егора», который таким образом сообщал народу о поступлении товаров, проведении акций и снижении цен.
Иркутские блюстители рекламного законодательства сообщили о своих победах на данном фронте на пресс-конференции 23 августа. Они рассказали о 100-тысячном штрафе, который еще весной пришлось уплатить ООО «Ажур-Ком», владельцу сети магазинов «Эконом» в Иркутске. На него пожаловался иркутянин, который получал рассылки об условиях продажи бытовой техники.
Летом жительница областного центра заявила на магазин «Снежная королева», который с методичностью, отнюдь не отрадной, присылал ей известия о скидках на шубы, начиная с октября 2011 года. «Снежной королеве» также грозит штраф.
Благодаря другому сознательному иркутянину антимонопольщики Приангарья получили сразу несколько сигналов о незаконном рекламировании товаров и услуг через SMS. Уже рассмотрели дела в отношении индивидуального предпринимателя, который таким образом нахваливал услуги общественного питания. Два штрафа по 4 тыс. рублей бизнесмен уже оплатил.
Ему также придется готовиться к новому административному наказанию вместе с другим предпринимателем, с которым они дуэтом предлагали блюда итальянской кухни.
Прискорбно, что данный противозаконный вид рекламы, несмотря на контроль защитников права и бдительность населения (которой стоило бы стать выше), не торопится сдать позиции.
– К сожалению, способствуют этому операторы сотовой связи, которые на сегодня ответственности за навязчивые рассылки сообщений не несут, – отметил заместитель руководителя Иркутского УФАС Александр Кулиш. – Нетрудно предположить, что телефонистам это выгодно. И все же, мы ждали бы большего уважения к абонентам от наших сотовых компаний.
Что ни говори, но в услуге рекламы через SMS присутствует и материальный урон. Как ни уверяют нас операторы, что SMS бесплатны для адресата, деньги граждан при рассылке торговых зазывалок все-таки отщелкиваются.
Сегодня рекламный рынок переполнен предложениями коммерсантов, предлагающих «охватить» SMS-рассылкой огромные аудитории. Но письменными согласиями абонентов на такую рассылку эти «телефонные сваты» в подавляющем большинстве случаев не располагают. Посулы «полной юридической анонимности» и страховок от ответственности в данном случае не что иное как блеф. Закон в данном вопросе стоит на страже покоя и информационного суверенитета граждан и преследует назойливых рекламодателей. Одолеть натиск «телефонных доброжелателей» антимонопольщикам поможет осознанное активное сопротивление абонентов.
Направляйте заявления о мобильном спаме в управление ФАС по адресу: 664025, Иркутск, ул. Российская, 17.