Предан Северу навсегда
Тридцать три года своей жизни Борис Пищальников отдал Мамско-Чуйскому району. Он возглавлял предприятие, обеспечивающее самую труднодоступную и отдаленную территорию Иркутской области жизненно необходимыми грузами: продовольствием, топливом, стройматериалами.
Законодательное Собрание Иркутской области продолжает информационный проект, посвященный предстоящему 75-летию Приангарья, которое будет отмечаться 27 сентября 2012 года. Открывая рубрику, спикер ЗС Людмила Берлина отметила, что «все успехи и достижения нашего региона имеют свои имена и фамилии. Мы хотим сказать этим людям спасибо и сделать их примером для остальных». Героем сегодняшней публикации стал Борис Петрович Пищальников, много лет возглавлявший крупнейшее в Мамско-Чуйском районе предприятие – Мамлеспромтранс.
Уроженец Урала по собственному признанию на севере Иркутской области оказался случайно.
– После окончания Саратовского политехнического института решил отправиться в Сибирь, – вспоминает Борис Петрович. – Решил не один, а с друзьями: горняк, геолог и я – выпускник автомобильного факультета. Молодые мы тогда были, горячие. Отправили письма, геолог попал на север Байкала, в Нижнеангарск, а я на Маму. Третий в последний момент передумал – остался на родном Урале. Произошло это в далеком 1970 году.
В то время в поселке Мама крупнейшим структурным подразделением горно-обогатительного комбината считалась Мамская автобаза, вскоре преобразованная в Мамлеспромтранс. Это было многоотраслевое хозяйство. Оно снабжало весь район стройматериалами, продовольствием, топливом, а еще отвечало за строительство дороги и ее содержание.
– Мамско-Чуйский район в то время был настоящим райским уголком, – рассказывает Борис Пищальников. – Такого снабжения, как у нас тогда, не было больше нигде в Иркутской области, ни на БАМе, ни в Бодайбо! Кроме того, по истечении пяти лет работы к окладу платили пять надбавок. Люди приезжали со всего Советского Союза. Но не только деньги привлекали их. Работать, несмотря на трудности, было чрезвычайно интересно. Полная самостоятельность и перспектива карьерного роста. Я, например, отработав несколько лет главным инженером, был назначен директором предприятия. В мои обязанности входило вовремя завезти и выгрузить все необходимое для жизни территории. Только угля по северному завозу завозили 110 тыс. тонн! Приходилось содержать 150 км дороги, что, согласитесь, непросто! Зимой все развозили. Разбросанность между поселками больше 100 км – успевай, крутись.
Лидерские качества, умение мыслить нетрадиционно, брать на себя ответственность пригодились Борису Петровичу в работе. Например, благодаря ему, в Мамско-Чуйском районе стали развозить стройматериалы автопоездом.
– Я никогда не боялся рисковать, – объясняет Борис Пищальников. – Конечно, риск был оправдан необходимостью. Начал строиться поселок Согдиондон, туда необходимо было завезти панельные плиты, а они ни в одну машину не входили. Раньше никто не мог предположить, что можно возить груз седельным тягачом или же машинами с буксовыми прицепами. Сложный план дороги – высокогорье, перевалы на высоте более тысячи метров… Первый директор Иннокентий Валентинович Марков, помнится, говорил: «Брось, не получится!» Пришлось сконструировать полуприцеп-панелевоз, и все получилось. Первые несколько рейсов выполнял сам, чтобы убедиться в надежности конструкции.
Модернизация разгрузки угля, также придуманная Борисом Пищальниковым, обеспечила коллектив предприятия не только солидными премиальными, но и навсегда изменила мнение руководства Осетровской РЭБ флота Верхне-Ленского речного пароходства, которое сейчас возглавляет Николай Труфанов, о работе сотрудников Мамлеспромтранса. Об этом Борис Петрович вспоминает с довольной улыбкой.
– За выгрузку угля у руководства речного пароходства была предусмотрена статья «штрафы за простой судов». Оно даже мысли не допускало, что можно разгрузить груз вовремя. Пришлось доказывать: построили мы транспортерную ленту до склада длиной 500 метров с переброской. Поставили два плавкрана к судну и стали разгружать уголь. Выгрузка шла непрерывно. Один кран кидал уголь в бункер, второй грузил в машину. Обеспечили досрочную выгрузку. Приехал генеральный директор пароходства, ему говорят: «Надо за досрочную выгрузку платить!» Он в ответ: «Такого не может быть, потому что не может быть никогда!» Потом сам убедился, конечно, выплатили коллективу премию. Мы еще долго его подкалывали: «Никогда не говори «никогда»! В жизни всякое случается!»
Рационализаторский талант Пищальникова помог организовать и бесперебойную доставку леса. Смысл «вертушки», опять-таки созданной Борисом Пищальниковым, состоял в следующем: один теплоход обслуживали сразу три баржи, каждая грузоподъемностью 1000 тонн. Пока одна баржа грузилась, а вторая находилась в пути, третья выгружала доставленный лес. Теплоход при этом не стоял ни минуты. Своевременная доставка леса и стройматериалов была обеспечена на сто процентов!
– Интересно было работать, – с тайной грустью повторяет Борис Петрович. – Много чего придумывалось, много претворялось в жизнь…
На Маме Борис Пищальников проработал до 2003 года. По собственному признанию, не уехал бы никогда, так его затянул это северный край, если бы не трагические семейные обстоятельства: тяжело заболела жена.
События, превратившие Мамско-Чуйский район из райского уголка в депрессивную территорию, Борис Пищальников воспринимает как личную трагедию. Он уверен: бездействие руководства комбината и местных властей послужило главной причиной экономического упадка района. По его убеждению, необходимо делать все возможное, чтобы возродить производство в районе, чтобы облегчить и без того нелегкую жизнь северян.
– Не зря же говорят, что Север затягивает. Это действительно так, – признается ветеран. – Я навсегда останусь северянином. Мне до сих пор часто снятся поселки, тайга, Витим, Лена… Там осталась большая часть жизни. Знаете, дело не только в уникальной природе – в людях. Я назвал бы их особенными. Они спокойны, немногословны, во всем основательны, обладают каким-то обостренным чувством справедливости, дружбы, верности. И еще: такого энтузиазма, какого-то радостного отношения к труду, как на Севере, я больше нигде и ни у кого не встречал. Необходимо во что бы то ни стало возродить былую значимость района, ведь множество людей отдали этому краю свою жизнь.
Николай Труфанов, депутат ЗС:
С Борисом Петровичем я познакомился еще будучи студентом. В качестве бойца студенческого строительного отряда мы с Владимиром Кулешом были направлены к нему. Вообще-то нас было четверо – студентов политеха, и нам работу в ССО должны были засчитать как производственную практику. Борис Петрович посмотрел на всех четверых в деле и оставил только нас с Владимиром. Могу сказать, что это была отличная школа – и в производственном плане, и просто в житейском. До сей поры отношусь с огромным уважением к Борису Петровичу и считаю его своим главным учителем. Будучи сам в работе, можно сказать, самоотверженным и ответственным, он и нас приучил к этому. Говорил: «Если взялся за что-то, сделай так, чтобы тебе никогда не было стыдно за выполненное дело». Спрашивал, конечно, жестко, строго. Но именно его подход, его отношение к нам и к порученному делу позволили пройти отличную школу жизни, и я до сих пор ему очень благодарен за эту науку.