31.08.2012 07:15
Рубрики
Имена
Текст
Валентина КАРНАУХОВА
Теги
Текст:
Валентина КАРНАУХОВА
31.08.2012 07:15

Герои кинематографа

Газета «Областная» продолжает цикл публикаций, посвященных 75-летию Иркутской области. В нем мы размещаем материалы о личностях, оставивших значимый след в истории Приангарья, прославивших наш край в России и мире. В преддверии празднования юбилея – в сентябре 2012 года – эксперты из числа ведущих ньюсмейкеров нашего издания и читатели определят рейтинг 10 самых значимых фигур в истории Иркутской области. Сегодняшний материал посвящен нашим прославленным землякам-кинематографистам.

На этой неделе российские кинематографисты отмечали свой профессиональный праздник, что дает нам повод вспомнить о наших знаменитых земляках-кинематографистах: режиссерах, актерах, сценаристах. А здесь нам по-настоящему есть чем гордиться.

Если по старшинству, начать следует с Николая Охлопкова, чье имя с 1962 года носит Иркутский государственный академический драматический театр. В его богатой творческой биографии имела место работа над тремя кинолентами в качестве актера и режиссера, еще в 17 он блистал своей игрой. Наиболее известные фильмы, в которых наш земляк принимал участие, – «Ленин в 18-ом году», «Ленин в Октябре», «Повесть о настоящем человеке», «Далеко от Москвы».

Огромный вклад в развитие советского кинематографа внес наш земляк Михаил Ромм. Режиссер почти двадцати художественных фильмов и нескольких документальных, родился в Иркутске 24 января 1901 года: сюда за участие в революционной деятельности был сослан его отец. После революции семья переехала в столицу. С 1931 года Ромм работал на «Совкино» (позднее «Мосфильм»), в 1940 году его назначили художественным руководителем государственного управления по производству фильмов, с 1948-го он руководил актерско-режиссерской мастерской ВГИКа. Среди его учеников такие известные мастера, как Абуладзе, Чухрай, Шукшин, Митта, Тарковский, Михалков, Соловьев и др. Ромм – лауреат пяти Сталинских премий, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, Народный артист СССР. Среди самых известных его работ – «Секретная миссия», «Русский вопрос», историческая дилогия «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», «Девять дней одного года», документальная лента «Обыкновенный фашизм». Другую документальную картину «И все-таки я верю!» мастер не успел закончить: на 71-м году он ушел из жизни.

Не был обойден наградами и другой наш земляк, комедийный кинорежиссер Леонид Гайдай. Звания Народного артиста РСФСР и СССР, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, дипломы и признание, но большей частью, что называется, задним числом. К примеру, премия им. братьев Васильевых была присуждена ему «за комедии последних лет», премия «Золотой Овен» вместе со званием «Человек кинематографического года» – в честь 70-летия, незадолго до смерти; а приз РТР «Золотой билет» – в 1995 году, уже посмертно, – «За лучшую отечественную комедию», так как по результатам всенародного зрительского опроса фильм Гайдая «Бриллиантовая рука» был признан лучшей комедией столетия.

Юмор – дело тонкое, не каждый им обладает. Наверное, поэтому утверждение сценария для съемок почти каждого нового фильма Леонида Гайдая проходило довольно тяжело. Как свидетельствовал Леонид Гайдай, претензии руководства Госкино были самыми разнообразными, но главное: не давали экспериментировать. А это значило: похожее развитие сюжета, те же актеры!

В конце концов он добился своего: снял «За спичками», кино абсолютно не похожее на более ранние; а последней его художественной лентой стала «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Отзывы критиков об этих фильмах были не самые доброжелательные. Ну что ж поделать, юмор, действительно, каждый понимает по-разному. Всего же Леонид Гайдай создал 18 кинолент – к 15 сам написал сценарии. А в восьми своих картинах он еще и сыграл! Кроме того, все его 13 сюжетов для популярного в те годы сатирического киножурнала «Фитиль» узнаваемы и смотрятся как короткометражные фильмы, например, «Фамильная драгоценность», «Метаморфоза», «Неуловимый мститель».

Здесь уместно вспомнить еще одно народное кино, поставленное по пьесе драматурга из Черемхово Владимира Гуркина, – «Любовь и голуби». Работа, с трудом признанная и чиновниками от кино, и даже коллегами по цеху (мол, не бывает так в жизни!), но полюбившаяся миллионам зрителей, принесла Гуркину всероссийскую славу.

А вот следующий наш герой – Александр Сокуров – успешно здравствует в Санкт-Петербурге и недавно при встрече с новым министром культуры России Владимиром Мединским пообещал тому, что спасет практически развалившуюся киностудию «Ленфильм» (цена вопроса два млрд долларов). И, конечно же, слово сдержит. Сколько трудностей преодолел, и из всех выходил победителем! Знаменитый на весь мир Александр Сокуров родился в деревне Подорвиха Иркутской области 14 июня 1951 года (поселение ушло на дно водохранилища при строительстве Иркутской ГЭС). В 1975 году поступил на режиссерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии, учился отлично и поэтому получал именную стипендию Эйзенштейна. Там он подружился с Юрием Арабовым, будущим главным союзником и соратником в творчестве. Окончить институт Сокуров вынужден был экстерном, на год раньше установленного срока, из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководством Госкино. Александра обвиняли в формализме и антисоветских настроениях. В результате первая художественная картина «Одинокий голос человека», снятая по произведениям Андрея Платонова, не была засчитана в качестве дипломной работы – для защиты руководитель мастерской представил научно-популярный короткометражный фильм своего ученика. Позже «Одинокий голос человека» получил несколько фестивальных наград.

В течение долгого времени, вплоть до конца 80-х, ни одна из его картин не была допущена к прокату. В эти страшно тяжелые для Сокурова годы в России режиссера удержали, по его собственному признанию, «русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которыми более всего не хотелось расставаться».

С началом перестройки ранее запрещенные фильмы Сокурова не только вышли на экраны страны, но и с большим успехом представляли русское кино на международных фестивалях. Всего он снял 17 художественных лент и более 30 документальных, и ни одна из работ не осталась незамеченной. Кинорежиссер становится участником и лауреатом многих международных кинофестивалей; в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективные показы его фильмов. Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского; он – лауреат Государственной премии России (1997 г.) и Ватикана; обладатель премии «Третье Тысячелетие» (1998 г.). 43 раза номинировался на призы самых престижных конкурсов и 26 раз одерживал победы! В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Имя другого нашего земляка, Ивана Вырыпаева, несмотря на все его международные награды и премии, не получило еще достойного общественного признания на родине, в Иркутске. Наверное, потому, что большое видится на расстоянии. Во-первых, Иван еще молод, у него, как у большинства талантливых людей, трудный характер, и пока еще слишком многие ровесники могут снисходительно похлопать по плечу: «А-а, это ты опять здесь? Привет!». Но Иван Вырыпаев уже получил широкую известность и популярность в Европе как театральный драматург, режиссер, автор оригинальных творческих проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам «Сны», «Валентинов день», «Кислород», с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Великобритании.

Среди наших талантливых земляков, оставивших след в кинематографе, особняком стоит имя Юрия Степанова. Два года назад он трагически погиб на пике творческой карьеры. Но профессия актера дает возможность возвращаться в этот мир в образах своих киногероев. Поскольку Юрий Степанов сыграл в десятках популярных фильмов и телесериалов, он надолго останется с нами. Впрочем, этим приоритетом – быть зримыми, любимыми, вызывать восхищение, кино наделяет всех, кто ему преданно служит.