Депутаты открыли новый парламентский сезон
В минувший понедельник 47-й сессией Законодательного Собрания депутаты открыли новый парламентский сезон. В ее повестке значилось больше шести десятков вопросов, последний из которых начали рассматривать уже ближе к девяти часам вечера.
«Мы поставили перед собой амбициозную цель, можно сказать, взяли на себя публичное обязательство: к 2020 году Иркутская область должна войти в число пяти регионов – лидеров по уровню и качеству жизни населения в Российской Федерации. В этот оставшийся предвыборный год нам надо поработать усиленно».
Открывая сессию, председатель ЗС Людмила Берлина поздравила коллег с началом работы и напомнила, что для депутатов нынешнего созыва этот пятый парламентский сезон – последний. Во второе воскресенье сентября будущего года пройдут выборы нового состава депутатского корпуса Приангарья. Тем не менее эта первая сессия открылась с выступления спикера, в котором она обозначила приоритеты в работе депутатского корпуса и те цели, которые необходимо достичь Иркутской области в ближайшие несколько лет.
– Нынешний созыв – первый в объединенной области. Что бы ни произошло, это первенство уже незыблемо. Но хотелось бы запомниться еще и качеством своей работы, вкладом в областное законотворчество, – отметила Людмила Берлина. – Надо помнить, что мы поставили перед собой амбициозную цель, можно сказать, взяли на себя публичное обязательство: к 2020 году Иркутская область должна войти в число пяти регионов – лидеров по уровню и качеству жизни населения в Российской Федерации.
Спикер подчеркнула, что важной составляющей федеральной «Стратегии-2020» является переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического развития страны. А развитие Сибири, включая Иркутскую область, рассматривается федеральной властью как одно из важных направлений модернизации и социально-экономического развития страны в целом. Учитывая текущую ситуацию, Людмила Берлина предложила назвать следующий год в Приангарье Годом инвестиций и инноваций.
Основными стратегическими приоритетами развития Иркутской области в 2010–2020 годах, согласно «Стратегии-2020», должны стать комплексное развитие перерабатывающей промышленности, разработка и внедрение инноваций, а также реализация туристско-рекреационного потенциала.
Тем не менее, отметила председатель ЗС, несмотря на дифференцированную экономику региона, уровень развития каждой из отраслей не слишком высок, а многие из них исключительно ресурсно-добывающие.
– О явном дисбалансе в экономике говорит уже тот факт, что более 800 тыс. жителей области являются получателями разного рода мер социальной поддержки. Не подлежит сомнению, что требуется модернизация экономики области, смена профиля с экспортно-сырьевого на индустриальный, перерабатывающе-производящий.
При этом с развитием крупных отраслей ни в коем случае не стоит забывать о развитии малого бизнеса – той платформы, на которой формируется средний класс в обществе. Но пока в рейтинге 40 российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса, составляемом «Опорой России», наша область замыкает список. Только одно условие, согласно этому исследованию, находится на благоприятном уровне – доступность тарифов на электроэнергию. По всем остальным показателям климат оценен как неблагоприятный или, в лучшем случае, как нейтральный. Это касается таких моментов, как доступность земельных участков и помещений, качество транспортной и логистической инфраструктуры, доступность финансовых ресурсов и, пожалуй, один из наиболее значимых – административный климат и безопасность.
В своем докладе председатель ЗС особое внимание уделила формированию новой законодательной базы и мониторингу уже действующей, причем как на региональном, так и на федеральном уровнях. И одно из главных условий поступательного развития Иркутской области в ближайшее время – принятие трехлетнего бюджета региона. Причем принимать его окончательно депутатам предстоит уже в декабре нынешнего года.
– Это потребует от нас еще большей дотошности и дальновидности при планировании бюджетных доходов и расходов. А к 2015 году, напомню, мы запланировали прийти к бездефицитному областному бюджету.
Людмила Берлина заметила также, что в этом году завершается реализация областной целевой программы «Актуализация минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Иркутской области на 2011–2012 годы».
– Депутатскому корпусу нужно будет внимательно изучить ее результаты. Предполагалось, что к началу 2013 года будет выявлено до 40 новых перспективных площадей, а это в свою очередь пополнит бюджет доходами от платежей за пользование недрами и налога на добычу полезных ископаемых. Глобальное последствие всего этого – повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области в сфере индустрии строительных материалов, стимул к развитию транспортно-коммуникационных объектов в регионе, инфраструктуры нефтегазопромыслов.
Жилищно-коммунальное хозяйство – еще одна приоритетная сфера законодательной работы в предстоящем парламентском сезоне. В прошлом году произошли законодательные изменения, возложившие на управляющие компании обязанности по раскрытию информации под угрозой административной ответственности, а на региональные и муниципальные власти – контроль за управляющими компаниями.
– Нам предстоит приступить к рассмотрению внесенного законопроекта «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории Иркутской области».
По словам спикера ЗС, важнейшая тема для депутатского корпуса – экология.
– Но экология Байкала – это не только сбросы с БЦБК в озеро. Это общая, мягко говоря, замусоренность прибайкальской территории. Здесь свой вклад вносят и тот же БЦБК, и жители близлежащих населенных пунктов, и туристы. Вселяет оптимизм принятая правительством России 21 августа текущего года федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». И здесь для областных властей широкий фронт работ.
Предстоит и внимательно оценить ход реализации областной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области на 2011–2016 годы». Возможно, есть необходимость что-то адаптировать к современным условиям и в этой программе.
В предстоящий парламентский год в обязательном порядке необходимо продолжить антикоррупционную работу.
– Отмечу сейчас лишь один момент: в прошлом году федеральный законодатель обязал парламентариев представлять сведения о доходах. Однако если депутаты этого не сделают, ответственности они не понесут, так как законом никаких мер воздействия к ним не предусмотрено. Это неправильно. Считаю, что неисполнение этой обязанности, возложенной федеральным законом, должно влечь прекращение депутатских полномочий.
Людмила Берлина напомнила, что в июне был принят указ президента, утвердивший Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Регионам рекомендовано утвердить региональные стратегии (планы) действий в интересах детей. Кстати, на сессии депутаты приняли обращение о национальной стратегии действий в интересах детей ко всем жителям Приангарья.
– Традиционно защита детей подразумевает у нас защиту от плохих родителей или устройство в случае отсутствия родителей. Но акценты должны быть смещены: защита детей начинается ни когда уже поздно, а когда неблагополучие в семье только дает о себе знать. Должна быть введена система санации таких неблагополучных семей. Ребенку лучше расти в семье, а обеспечить благополучие – это наша общая забота.
При этом гармоничное развитие Иркутской области в экономике, политике, культуре, общественной жизни невозможно без гражданского согласия, убеждена спикер. Правилом должны стать по-настоящему открытое, публичное решение важнейших вопросов, учет общественных настроений и общественного мнения и, по возможности, принятие окончательного решения по сложнейшим вопросам только после снятия социальной напряженности. В противном случае неизбежен рост недовольства и формирование общей атмосферы отчуждения между населением и областными властями.
Подводя итог, Людмила Берлина отметила:
– В этот оставшийся предвыборный год нам надо поработать усиленно. И пусть нас критикуют. Во-первых, критика, даже несправедливая, – показатель работы. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А во-вторых, критика – свидетельство общественной активности, интереса к деятельности парламента. И это очень хорошо! Парламентская работа началась, всем нам успехов!