Валентина Налимова
Горячие километры
Газета «Областная» продолжает цикл публикаций, посвященных 75-летию Иркутской области. В нем мы размещаем материалы о личностях, оставивших значимый след в истории Приангарья, прославивших наш край в России и мире. Поскольку рубрика пользуется большой популярностью, и в редакцию постоянно поступают предложения рассказать о людях, прославивших Иркутскую область, ее решено продолжить до конца юбилейного года. В декабре эксперты из числа ведущих ньюсмейкеров нашего издания и читатели определят среди героев рубрики рейтинг 10 самых значимых фигур в истории области. Сегодняшний материал о бригадире асфальтоукладчиков из Тулунского района, Герое Социалистического Труда Валентине Налимовой.
Свежий, только что уложенный асфальт, всегда горяч и ощутимо припекает сквозь подошвы сапог. Не подсчитать, сколько осталось за спиной Валентины Налимовой таких горячих километров! Большую и, наверное, лучшую часть своей жизни она провела на автомобильных трассах, строящихся или реконструируемых. И учетчицей-точковщицей, отмечающей рейсы водителей, и руководителем бригады асфальтоукладчиков Тулунского ДСУ-3, ныне Тулунского филиала Дорожной службы Иркутской области (ДСИО). Причем одной из лучших бригад на весь Союз. Ей в середине семидесятых годов прошлого века было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В последние годы, к сожалению, обесценилось самое понятие «рабочий человек». С Валентиной Федоровной Налимовой вообще ситуация парадоксальная. Хотя оставленный ею след в жизни города и района заметен и очевиден, ее нет среди почетных граждан города Тулуна и среди почетных граждан Тулунского района.
В последний раз мы с ней виделись лет десять назад. За эти годы она почти совсем не изменилась. Все такая же энергичная, бодрая и по-прежнему главный авторитет в семье. Само собой, в горнице ни пылинки, ни соринки. Все также по субботам гоношит угощение для своих дочерей, внуков и правнуков. Еще мужем была заведена традиция в субботу собираться в родительском доме, топить баню, потом пить чай с вареньем и постряпушками.
По характеру не властолюбива, но на своем настоять умеет. Недаром столько лет возглавляла мужской коллектив, который надо уметь держать в руках! Особенно в те годы, когда не считалось за большой грех, коли не видать на горизонте большого начальства, «раздавить» прямо на рабочем месте поллитровку и при отсутствии хрестоматийного огурца не менее хрестоматийно занюхать рукавом. Ну, а бригадир, мол, свой человек, не выдаст.
Нет, не знали Валентину те, кто сначала так думал. Без лишних слов и нудных нотаций она забирала вожделенный «пузырь» и… (нет, не разбивала принародно в назидание другим, зачем бить, ведь за бутылку деньги человеком плачены, цену рабочей копейки она хорошо знает) просто не отдавала до конца смены, хоть как проси. А вечером уж и кураж прошел, и желание пропало. Ведь завтра в шесть утра надо подняться, чтобы успеть на вахтовку. Какая уж тут гульба?
По чести сказать, долго не задерживались здесь шибко загульные головушки. Костяк бригады постоянный, сложившийся, знающий цену делу и потехе. Всего девять человек, и каждый «штык» на счету. Один не вышел, значит, на других дополнительная нагрузка.
– Порой и на обед времени не оставалось, – вспоминает она. – Коль везут асфальт, самосвалы из-за нас простаивать не должны, так, на ходу подменяя друг друга, мы и перекусывали. Если неожиданно мехукладчик выйдет из строя, пока его ремонтируют, надо вручную асфальтобетонную смесь раскидать по полотну и разровнять. Тут и вовсе кусок в горло не лезет, лишь бы водички побольше. Помню, однажды Николай Викторович Сакунов, сегодняшний директор Тулунского филиала ДСИО, тогда он еще только мастером был, едва успевал нам воду подносить. Потом, видя, что «зашиваемся», брался за лопату, кидал до последнего. Иной раз лишь глубокой ночью домой возвращались, если непредвиденный аврал. Только, кажется, приклонила голову к подушке, уже будильник звенит: пора вставать. Хорошо, что мой муж Дементий Ульянович, он на стекольном заводе слесарил, брал в таком случае на себя заботу о доме.
– Вот уже больше двух десятков лет как Дементия Ульяновича нет с нами – рак подкосил, – вздыхает она. – Да и от завода того ничего не осталось. Я вот удивляюсь, как наше-то предприятие выжило…
Человеческая судьба неповторима. Горького и соленого на долю Валентины выпало немало. Ее детство пришлось на военное лихогодье. Родительская семья жила на Алтае в райцентре Быстрый Исток. Отец, оставленный по броне в тылу, служил бакенщиком на Оби. По реке плавили военные грузы с начала навигации и до самого ледостава. Каждое утро надо промерить фарватер, сложный в верховьях из-за многочисленных перекатов, и точно расставить навигационные знаки. Ошибся нечаянно и, согласно местному присловью, «девять труб – десятая крыша», иными словами, тюрьма. Тогда долго не разбирались, кто прав, кто виноват, если судно сядет на мель, всем отмотают на полную катушку.
Глубокой осенью, в ноябрьскую непогодь, когда то снег, то дождь, батя сопровождал пароход по своему участку и, крепко подстыв, слег с температурой. Мать послала ребятишек за врачихой. Та постукала костяшками пальцев по спине, послушала через трубочку и сказала: «Воспаление легких. В больницу взять не могу: холодно там, печи топить нечем, дров ни полена, и лекарств нет. Пусть лучше дома в тепле полежит. Делайте ему винные компрессы, может, и полегчает».
Кинулись по родным и знакомым – ни у кого не нашлось и грамма спиртного. И купить негде, да и не за что.
Старшина бакенщиков, видя безвыходное положение, вызвался достать бутылку денатурата в Бийске. Пока съездил туда-обратно, отца не стало. Тем денатуратом мужики-речники его и помянули… У матери осталось шестеро детей, младшей дочке всего годик.
В тринадцать лет Валентина вынуждена была пойти работать курьером в пароходство. Отнюдь не бумажки разносить по учреждениям. Курьером, значит, надо подняться до свету, обежать по берегу пять бакенных участков, записать обстановку после промера глубин и доставить данные к началу рабочего дня в контору. И так без выходных и подмены с весны до самых белых мух. Здесь и начал складываться ее характер. Повзрослев, уехала в Приангарье искать свое счастье.
В Тулунское ДСУ-3 Валентина попала, можно считать, случайно. Перебравшись с мужем в город после свертывания участка химлесхоза, где занималась добычей сосновой смолы, она увидела в местной газете объявление, что дорожникам требуются рабочие, и отправилась в отдел кадров.
Ее сначала приняли подсобницей на АБЗ, расположенный по Братскому тракту, понемногу в ту пору начавшему обустраиваться. На заводе ей не понравилось. «Это что за оказия такая: принесу несколько ведер цемента и сижу, не знаю, чем заняться. Непривычно мне как-то, вроде нужна и не нужна, – высказала через неделю претензию прорабу. – Вы мне настоящую работу дайте».
«Хорошо, могу перевести на укладку асфальта, но предупреждаю, будет тяжело», – удивившись неожиданной просьбе, согласился прораб, с сомнением оглядывая новенькую, росточка невысокого и хрупкую с виду.
На укладке совковая лопата к концу дня наливалась чугунной тяжестью, но, сжав зубы, Валентина не показывала вида. И успокаивала себя тем, что теперь хоть смысл появился, стал нагляден результат. Что может быть конкретнее дороги, остающейся у тебя за спиной и радующей глаз матовой чернью асфальта?
Ее старательность и упорство было замечено. Следующий сезон Налимова уже встречала неосвобожденным бригадиром и оставалась им более 20 лет, до самого ухода на пенсию.
Звание Героя Социалистического Труда Валентине присвоили в 1977 году, как сказано в указе Президиума Верховного Совета СССР, «за выдающиеся успехи в выполнении плановых заданий коллектива комплексной механизированной бригады».
Потом ей не раз предлагали работу полегче, к примеру, перейти в учетчицы, все-таки, наверное, не женское это занятие – класть асфальт или шпалы таскать, как сплошь и рядом бывало прежде на железной дороге, но она отказалась. Даже после того как случайно зацепила ее проходящая по тракту автомашина, и два месяца пришлось провести на больничной койке с многочисленными переломами. Не захотела расставаться со своей бригадой, с которой сжилась и сроднилась, где чувствовала себя на своем месте.
Мы рассматриваем альбом с фотографиями. Валентина комментирует каждый снимок и с теплом в голосе называет фамилии своих товарищей, с кем делила радости и горести. Иных уж нет, но они всегда будут жить в ее памяти.
Вместе они, тогда молодые и дюжие, тянули километры асфальта Братского тракта на тулунском участке, реконструировали крайне важный для Тулунского района Икейский тракт, покрыли асфальтом городские улицы. Они многое сделали для создания нового облика Приангарья, которое отмечает нынче свой юбилей.
В последние годы, к сожалению, обесценилось само понятие «рабочий человек». С Валентиной Федоровной вообще ситуация парадоксальная. Хотя оставленный ею след в жизни города и района заметен и очевиден, ее нет среди почетных граждан города Тулуна и среди почетных граждан Тулунского района. Ни город, ни район по сей день не считают ее своей. И все потому, что, живя в городе, она работала в районной (по советскому еще делению) организации, к коим принадлежала ДСУ-3, хотя сама база дорожных строителей располагалась в городе. Эта формальность и стала камнем преткновения.
На явную несправедливость в отношении члена своей организации обратила внимание председатель Совета ветеранов микрорайона Стекольный Эльвира Собко и решила от имени совета обратиться с ходатайством в городскую думу о присвоении Герою Социалистического Труда Валентине Налимовой звание почетного гражданина. Теперь слово за депутатами.
Валентина Федоровна тем временем приглашает полюбоваться своими любимыми цветами. Подле веранды клонят лохматые шапки благородные георгины. А вон выбросили стрелки гладиолусы, готовые раскрыть бутоны. Поблизости островки флоксов и львиного зева. Уютно здесь, спокойно и тихо. В тщательно промытых оконных стеклах купается солнце, возле цветов кружит басистый шмель. Здесь тихая пристань героини нашего славного прошлого.