12.10.2012 07:15
Рубрики
Культура
Теги
12.10.2012 07:15

Таежный мир братьев Росляковых

Великий ваятель эпохи Возрождения раскрыл секрет того, как создаются великолепные скульптуры: берется кусок камня и отсекается все лишнее. Братья Росляковы из села Котик Тулунского района действуют по тому же принципу, только вместо мрамора сибирские мастера берут кедровый брусок.

Братьям неизвестна дальнейшая судьба всех скульптур, или, по-иному, картин в объемном исполнении, после того как они покинули стены мастерской. Знают только, что одна из работ ушла в Америку, другая – в Германию, остальные разлетелись по России…

И вот деревянная заготовка превращается в изюбря, вызывающего на бой соперника, или в двух сражающихся маралов, сцепившихся рогами в яростной схватке, или в грозного хозяина тайги с оскаленной клыкастой пастью, или в страстно токующего глухаря…

Это настоящие произведения искусства, чего трудно, казалось бы, ожидать от мастеров из самой что ни на есть сибирской глубинки, где о цивилизации напоминают лишь тарелки спутниковых телеантенн на некоторых крышах, да проходящая рядом стальная нить железной дороги. Их работы украшают апартаменты заместителя секретаря Совета безопасности РФ Рашида Нургалиева, опального мэра Москвы Юрия Лужкова, ряда высших чиновников областного уровня и преуспевающих бизнесменов. Братьям неизвестна дальнейшая судьба всех скульптур, или, по-иному, картин в объемном исполнении, после того как они покинули стены мастерской. Знают только, что одна из работ ушла в Америку, другая – в Германию, остальные разлетелись по России… Много они наработали за шестнадцать лет. Их объемная резьба уникальна, самобытна и потому востребована.

Творения поражают тщательностью и тонкостью исполнения. На теле зверей видна каждая шерстинка, а в глазах у маралов блики света отражаются совсем по-живому. Резцы у мастеров самые разнообразные, есть заводского изготовления, есть и выкованные в сельской кузнице по собственным чертежам. Самый тончайший инструмент выточен из цыганской иглы.

Основы мастерства они получили от отца Сергея Федоровича. После окончания художественно-графического отделения Тулунского педучилища он работал художником-оформителем. Секреты резьбы перенимал на Алтае у своего двоюродного брата, как истинный художник внося что-то свое в тематику и приемы исполнения. Вернувшись, с головой окунулся в работу, как бы подавая пример сыновьям Сергею и Виталию. Первым приобщился младший Виталик. Увлекся взахлеб. Бросил школу в десятом классе, хотя учился неплохо. Учителя приходили к родителям, просили воздействовать на отбившееся от рук чадо. Но ни отец, ни мать Ольга Михайловна, воспитатель местного детсада, «ломать сына через колено» не стали.

– Силком учиться не заставишь, – поставил точку глава семьи. – Пусть работает, если так захотел.

Старший брат постигал азы профессии сварщика в тулунском профтехучилище и поначалу посмеивался над неразумным младшим, не воспринимая всерьез его увлечение. Отношение переменилось, когда Виталий на собственноручно заработанные деньги в шестнадцать лет купил мотоцикл с коляской – вожделенную мечту деревенских парней того времени.

По местным меркам, живут Росляковы в достатке. Оба женаты, у того и другого по сыну с дочкой. «На хлеб, и даже с маслом, хватает», – признался Виталий. Но приходится порой «пахать», если срочный заказ, с утра и до полуночи. На одну скульптурную композицию уходит самое малое месяца два. Без выходных и проходных.

Мастерскую арендуют в двухквартирном доме, мама живет рядом, по соседству. В ограде входящего встречает четырехрядная поленница лиственничных дров. В прихожей – доски и груды опилок. Непосредственно в мастерской – маленькой комнатенке с печкой – две кровати с панцирными сетками, покрытые старенькими ватными одеялами. На одной лежат инструменты, на второй – стоит почти завершенное творение искусства. И оно сильно диссонирует с окружающей обстановкой. Видно, не случайно в свое время Анна Ахматова написала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»… Народные умельцы многие изумительные вещи приспособились делать, что называется, на коленке.

Впрочем, с прошлого года стараниями поселковой администрации и районного управления культуры, молодежной политики и спорта открылась ремесленная студия при ДК. Оба Рослякова теперь преподаватели. Два раза в неделю на занятия ходят 20–25 мальчишек и девчонок. Учатся с увлечением. Уже участвовали в первом районном фестивале мастеров декоративно-прикладного искусства «Живые ремесла» и были отмечены грамотой. Самые шустрые, говорят, даже заказы принимают, пока, конечно, простенькие.

В августе братья были в отпуске, так ребятишки к ним в мастерскую прибегали: «Можно мы у вас посидим, повырезаем?» Соскучились!

Как сообщила специалист муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр» Елена Лисицкая, проект методцентра выиграл грант администрации Тулунского района на 50 тыс. рублей, и на эти средства перед началом учебного года для ремесленных студий, а их в районе три, приобретены станки для обработки дерева. Теперь упростится процесс изготовления заготовок для резьбы.

Кстати, братьев приглашали перебраться на историческую родину, в деревню Росляки Еланского района Красноярского края. Мэр обещал всяческую поддержку, дескать, поможем и с жильем. Подумав, они отказались. Мэры приходят и уходят, а в Котике они родились, выросли. И состоялись как мастера декоративно-прикладного искусства.

А в Доме культуры два раза в неделю их встречают восторженные мальчишки и девчонки.

Недавно, в дни празднования юбилея области, на выставке «Земля Иркутская» в Сибэкспоцентре с работами братьев Росляковых ознакомился губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и отдал должное самобытному таланту ребят из глубинки: их сувениры могут служить достойными подарками гостям области.