Лекция по истории моды XIX века прошла в усадьбе Сукачева
13 октября в 15:00 в усадьбе Сукачева состоялась мультимедийная лекция по истории костюма и прически второй половины XIX века. Лекция прошла в рамках проекта «Семейный выходной день в музее».
Наталья Гончаренко, заведующая отделом иркутского областного художественного музея “Усадьба Сукачева”, посвятила слушателей во все тонкости моды того времени. Иркутяне узнали что такое визитка и альберт, чем манишка отличается от рубашки а классический галстук от галстука-регат, кто первый надел цилиндр и многое другое.
– Я провожу подобные лекции два-три раза в год, – поделилась Наталья Гончаренко. – Идея устраивать беседы с иркутянами на тему моды XIX века возникла случайно. Иркутская Art-студия, школа по подготовке стилистов, обратилась ко мне с просьбой прочесть лекцию по истории костюма и прически для юных специалистов. С тех пор, я продолжаю вести беседы на эту тему не только со студентами, но и со всеми желающими.
Каждую последующую лекцию я дополняю новыми интересными фактами и фотографиями, можно сказать, что мои лекции растут, развиваются и совершенствуются с каждым разом.
По словам лектора, мужская мода всегда была более строгая, в том числе и по цветовой гамме. Всего существовало несколько видов мужского костюма, среди них: фрак – мужской вечерний костюм особого покроя, визитка – род полуфрака и предназначена для утренних визитов, сюртук – широкое мужское верхнее платье и др.
Под фрак или визитку обычно одевалась рубашка, которая шилась из тонкого голландского сукна. Иногда ее заменяли манишкой, специальным нагрудником, пристегиваемым к мужской сорочке. Будучи спрятанной под закрытым сюртуком, она прекрасно имитировала рубашку. В 90-х годах XIX века манишка считалась одеждой бедных, но уже в начале XX века она вошла в моду и у джентльменов, которые стали называть ее на французский манер «пластрон».
Галстуки были обязательной частью мужского костюма каждого дворянина. Особой популярностью в XIX веке пользовались галстуки-бабочки и галстуки регато, т.е. галстуки, которые не нужно было завязывать, они были закрепленные специальным фабричным узлом.
Не менее интересна история появления такого незаменимого атрибута мужского костюма как цилиндр. Джон Гетерингтон в 1797 году впервые вышел на улицу в головном уборе внешне напоминавшем «трубу». Торговец шляпами не на шутку взволновал и шокировал публику, а самого господина Гетерингтона арестовали за нарушение общественного порядка и оштрафовали на 500 фунтов стерлингов. Все газеты того времени писали об этой необычной выходке.
Если мужской костюм был более консервативен и неизменен с течением времени, то женская одежда мгновенно откликалась на все изменения в моде, неизбежно происходившие каждые пять-семь лет.
У всех платьев того времени есть ряд общих черт: это было обязательно платье в пол, которое могло открывать лишь кончик туфельки, но не более, длинные рукава и закрытый верх.
Обязательной частью женского костюма являлся корсет, который должен был утягивать талию до модных в то время 55 сантиметров. Если талия девушки была хоть на дюйм больше – девушка считалась полненькой. К корсету начинали приучать девочек уже с пятилетнего возраста, и ношение этого предмета женского белья было обязательным не только при выходе в свет, но и дома.
Не возможно не оценить мужество женщин того времени, ведь общий вес нижнего белья составлял около двух килограммов.После 1908 года корсеты стали заметно терять свою популярность. Поль Пуаре во многом способствовал этому: в 1905 году известный модельер ввел моду на свободный покрой женского платья.
А в конце XIX – начале XX века появилось его модель неприталенного платья с говорящим названием «реформаторский мешок». По правде говоря, носить его осмеливалась далеко не каждая девушка, и оно так и не стало популярным.
В это же время возникает огромное количество движений борьбы с вредной для женского здоровья одеждой, таких как «Ассоциация рациональной женской одежды» и «Противокорсетная лига». Женщины, участницы этих движений, давали обещание никогда не носить корсет, а мужчины – никогда не жениться на представительницах прекрасного пола, предпочитающих моду своему здоровью.
Стоит особое внимание уделить женским шляпкам, главная функция которых состояла в защите нежной кожи лица своей хозяйки от солнца, ведь загар в то время был признаком женщины, занимающейся тяжелым физическим трудом, а проще говоря – крестьянки. Внешний вид шляпок был весьма экстравагантным: некоторые из них украшались тушками экзотических птиц. Не удивительно, что в городе стали возникать лиги по защите пернатых.
Лекция завершилась небольшим рассказом о правилах хорошего тона, которые должна соблюдать каждая благовоспитанная девушка: панталоны должны были быть исключительно белого цвета (цветные панталоны были признаком распущенности), поверх платья даже в очень жаркую погоду необходимо накидывать тальму (легкая накидка надеваемая поверх платья), а без перчаток (кстати, не только женщинам, но и мужчинам) было строго настрого запрещено выходить из дома.