На заседании правительства обсудили стратегию развития и трехлетний бюджет
Заседание правительства Иркутской области на этот раз было посвящено обсуждению долгосрочной перспективы – рассматривались прогноз социально-экономического развития Иркутской области на 2013–2015 годы и трехлетний бюджет. Губернатор Приангарья Сергей Ерощенко подчеркнул, что деньги необходимо направлять не только на решение социальных задач, но и на развитие инфраструктуры. При этом все факты неэффективного использования средств необходимо предавать огласке.
Доходы в 2013 году запланированы в размере 86,1 млрд рублей, расходы – 88,1 млрд рублей, дефицит составит 2,5%. В 2014-м доходы должны равняться 85,1 млрд рублей, расходы – 89,8 млрд, дефицит – 5,9%. В 2015-м доходная часть достигнет 88,7 млрд рублей, расходы увеличатся до 93,2 млрд, и дефицит при этом будет равен 5,2%.
– Мне написали в Твиттер, что в Иркутске на улице Чапаева прямо во время снегопада кладут асфальт. Я поехал, посмотрел, и правда, кладут. Такие факты нельзя скрывать. Главный наш инструмент – публичность. Надеюсь, что министр строительства и дорожного хозяйства сделает выводы и примет решение, или я приму решение по министру, – заявил губернатор.
Руслан Ким, министр экономического развития и промышленности Иркутской области, говоря о прогнозе социально-экономического развития региона, отметил, что он подготовлен в двух вариантах – консервативном и умеренно-оптимистичном.
При разработке документов учитывалось множество факторов, включая внешние и внутренние. Было обращено внимание на состояние финансового рынка, инфляционные процессы, курс доллара и евро, стоимость барреля нефти, ситуацию с вступлением России в ВТО, возможные кризисные явления.
В документе определена роль Иркутской области как опорного региона. Ставка делается на развитие нефтегазохимической и лесной отраслей, туризма и моногородов. Планируется, что в регионе будет создано более 50 тыс. новых рабочих мест.
Руслан Ким также сообщил, что Иркутская область вошла в число субъектов, в которых будет реализован пилотный проект по внедрению единых стандартов инвестиционной деятельности. Эта работа начнется уже в 2012 году.
Усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата должны дать прирост дополнительных поступлений в основной капитал. Ежегодный рост одного из важнейших показателей – уровня жизни населения – предполагается не менее, чем на 10% с учетом инфляции в 5–6%.
Сергей Ерощенко, заслушав доклад, напомнил, что существует эколого-экономический индекс, и по этому показателю Иркутская область находится на 75-м месте среди 83 регионов.
– Мы должны понимать, в каком положении оказались, и на этом основании строить прогнозы. Нам нужен новый этап развития промышленности, инфраструктуры, и все это необходимо для того, чтобы улучшить качество жизни людей. На разработку проекта газификации региона необходимо 75 млн рублей, и мы пойдем на эти траты. В проект обязательно войдут «Саянскхимпласт», «Усольехимпром» и другие, но каждое предприятие должно заключить с правительством области соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, – подчеркнул губернатор.
Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков отметил, что экономическая устойчивость региона должна прирастать устойчивостью муниципалитетов. Пока, по его мнению, муниципальные образования не сильно стремятся к наращиванию налоговой базы, и их нужно стимулировать.
Сергей Ерощенко подчеркнул, что именно региональное правительство должно помочь территориям в принятии управленческих решений. Губернатор также обратил внимание на то, что при формировании прогноза социально-экономического развития нельзя уповать лишь на сырьевую составляющую.
– Если мы будем надеяться только на добычу нефти и газа, то можем оказаться вообще в конце всех рейтингов. Необходимо задействовать все возможности для развития экономики, – подчеркнул глава Приангарья.
Проект областного бюджета на 2013–2015 годы на заседании правительства представила министр финансов региона Наталия Бояринова.
Доходы в 2013 году запланированы в размере 86,1 млрд рублей, расходы – 88,1 млрд рублей, дефицит составит 2,5%. В 2014-м доходы должны равняться 85,1 млрд рублей, расходы – 89,8 млрд, дефицит – 5,9%. В 2015-м доходная часть достигнет 88,7 млрд рублей, расходы увеличатся до 93,2 млрд, и дефицит при этом будет равен 5,2%. Резервный фонд предлагается сохранить в сумме 4,1 млрд рублей. Он станет своеобразной подушкой безопасности в случае резкого ухудшения ситуации в мировой экономике. Часть доходных источников в сумме 6,7 млрд рублей целевым образом будет направлена на формирование Дорожного фонда.
Наталия Бояринова отметила, что в 2013 году Иркутская область получит дотацию из федерального бюджета в размере 1, 67 млрд рублей на реализацию поручений президента страны по повышению средней заработной платы.
Министр также подчеркнула, что особое внимание в ближайшие годы будет уделено вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если в 2012 году на эти цели в областном бюджете было предусмотрено 150 млн рублей и 103, 5 млн выделяла федерация, то в 2013–2015 годах из региональной казны на это будет направлено 300 млн рублей, а из федерального бюджета – более 400 млн.
По итогам доклада заместитель председателя правительства региона Алексей Зезуля подчеркнул, что это реалистичный бюджет, и количество уточнений главного финансового документа должно заметно снизиться.
Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина констатировала, что в рамках сессии ЗС бюджет практически не вызвал дискуссий, потому что документ конструктивен и направлен на положительные изменения. Теперь, по мнению главы регионального парламента, необходимо рационально относиться к запланированным средствам и постепенно переходить от убогих технологий к передовым.
В завершение заседания губернатор Сергей Ерощенко поставил перед министрами регионального правительства сразу несколько задач: качественно подготовить документы, необходимые для вхождения в федеральные программы; разработать планы по повышению эффективности бюджетных расходов и представить предложения по совершенствованию системы государственных закупок.