Дорожной отрасли требуется стратегия

Как обычно, 48-я сессия Законодательного Собрания завершилась правительственным часом. На сей раз темой обсуждения стало состояние дорожной отрасли Иркутской области и меры по повышению эффективности использования финансовых средств областного Дорожного фонда.  

В своем обзорном докладе заместитель министра строительства и дорожного хозяйства – начальник управления автомобильных дорог Валерий Донской достаточно подробно осветил изменения, произошедшие в дорожной отрасли. Главное из них – создание специализированного Дорожного фонда в объеме 6,8 млрд рублей, который в 1,9 раза превышает аналогичные расходы прошлого года.

По его информации, в настоящее время в области ведется строительство и реконструкция шести автодорог, таких как «Таксимо – Бодайбо», «Еланцы – Хужир», «Усть-ордынский – Оса», «Тайшет – Чуна – Братск» и др. На эти цели выделено средств в семь раз больше, чем в предыдущем году. Большая часть из запланированного уже сделана. Так, например, построено и введено в действие 13 км новых дорог и два моста протяженностью в 49 метров. Но вряд ли все планы удастся осуществить. Мешает отсутствие квалифицированных кадров дорожных рабочих, чуть не 100-процентная изношенность оборудования асфальто-бетонных заводов, слабая оснащенность современной техникой, предназначенной для укладки дорожного полотна, низкое качество битума и вяжущих, недостаточное количество карьеров для добычи инертных материалов…

– Дорожному строительству нужна стратегия, – заключил свое выступление Валерий Донской. – Стратегия, увязанная с программой социально-экономического развития области, в которой должно быть четко прописан весь комплекс мер. Над ней министерство сейчас и работает.

С ним согласился и депутат Законодательного Собрания, руководитель областной Дорожной службы Андрей Кайдаш:

– Слишком долго мы держали дорожное строительство в загоне, чтобы ожидать скорой отдачи. Слабое финансирование буквально вымыло грамотных специалистов из отрасли. Асфально-бетонные заводы не только технически, но и морально устарели. Выдают по 30 тонн продукции в час, в то время как современные, даже не очень крупные заводы, производят по 120 тонн. Сколько мы не бьемся, качество битума, получаемого с АНХК, не повышается. Очень мало связующих, а это значит, что долговечность асфальта заведомо невелика.

Понимая трудности, с которыми сталкиваются дорожники, депутаты тем не менее хотели знать, как министерство решает возникшие проблемы. Например, нехватку квалифицированных кадров.

– У нас в Усть-Куте есть ПТУ, которое готовит дорожных строителей, – сказала председатель ЗС Людмила Берлина. – В прошлом году они набора не сделали. А вы в это время комплектуете штаты иностранными рабочими, не имеющими должной подготовки. Почему вы не взаимодействуете с министерством образования, не решаете этот вопрос? Можно ведь и другие ПТУ перепрофилировать под выпуск специалистов вашего профиля.

Высказалась она и по поводу качества дорог.

– Сегодня СНиПы, действующие в сфере дорожного строительства, можно сказать, времен Очакова и покорения Крыма. Если мы и дальше будем ими руководствоваться, то дороги по-прежнему будут «золотыми», разваливаясь через несколько лет. Не пришла ли пора пересмотреть нормативно-правовые акты? Сегодня качество федеральных трасс намного выше областных. И почему-то никакое отсутствие кадров на это высокое качество не влияет.

В ходе часового обсуждения депутатами был высказан ряд пожеланий. Так, например, было рекомендовано уже в ближайшее время совместно с министерством природных ресурсов выделить земли под карьеры для добычи инертных материалов.

– Деньги дорожной отрасли выделены большие, – заметила Людмила Берлина, – и надо учиться расходовать их эффективно.