Путешествие «Летучего голландца» по Байкалу
Одно из самых ярких событий перекрестного Года Германии в России и России в Германии – премьера романтической оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» состоялась в на берегах Байкала в октябре. Напомним, что проект реализуется Иркутской областной филармонией и Бурятским государственным академическим театром оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова под руководством немецкого режиссера Ханса-Йоахима Фрая. Кстати, это первая постановка оперы Вагнера за Уралом.
В постановке есть впечатляющие панорамы Байкала. Зритель действительно вполне может представить, что эта романтическая история произошла не в Норвегии, а корабль «Летучего голландца» причалил, например, к берегам Ольхона.
11 и 12 октября два премьерных спектакля с огромным успехом прошли в Улан-Удэ – зрители десять минут аплодировали артистам стоя. А 16 и 17 октября в Иркутске на сцене музыкального театра им. Н.М. Загурского оперу ждал не меньший успех. И то, что она исполнялась на немецком, не помешало прочувствовать всю драматичность произведения.
– Сегодня у иркутских любителей оперной музыки настоящий праздник, – отметил министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – Уверен, подобные проекты позволят нам почувствовать, что Байкал не разделяет, а объединяет наши регионы и будет способствовать дальнейшему укреплению творческих связей.
Напомним, что идея привлечь Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии к постановке оперы возникла, когда выяснилось, что симфонический коллектив Бурятского театра не до конца укомплектован. Тогда на имя губернатора Приангарья пришло письмо от президента Республики Бурятия Вячеслава Наговицына с предложением реализовать этот культурный проект. На постановку оперы из бюджета Иркутской области был выделен один миллион рублей, остальные расходы этого дорогостоящего проекта понесла бурятская сторона и правительство РФ.
Результат же полностью оправдал затраченные средства и усилия. Режиссура Ханса-Йоахима Фрая и сценография художника из Большого театра Марии Вольской сделала постановку яркой и стильной. А музыкальное сопровождение Губернаторского симфонического оркестра под руководством художественного руководителя Илмара Лапиньша и вокальное исполнение арий артистами Бурятского академического театра оперы и балета отличалось высокой эмоциональной наполненностью.
– Для меня представляло большой интерес приехать в Сибирь и работать с вашими замечательными музыкантами и певцами, – признался Ханс-Йоахим Фрай. – Путешествие «Летучего голландца» по Байкалу продолжается. В постановке, кстати, есть впечатляющие панорамы озера.
Зритель действительно вполне может представить, что эта романтическая история произошла не в Норвегии, а корабль «Летучего голландца» причалил, например, к берегам Ольхона. Ведь эта мистическая история развивается в эффектных и в то же время минималистских декорациях художника Марии Вольской. В самом начале постановки силуэты главных героев проступают сквозь полупрозрачную дымчатую завесу, а позднее на этот экран под музыку Вагнера проецируются виды Байкала.
– Работать над оперой «Летучий голландец» было для меня настоящим счастьем, – сказала художник Мария Вольская. – А премьера в Иркутске – особенный подарок, ведь отсюда родом моя прабабушка. Декорации к спектаклю я старалась решить в символическом ключе, кроме того, у многих они будут рождать совершенно неожиданные ассоциации.
В основе оперы легенда о зачарованном юноше (баритон Мунхзул Намхай), который всего один раз в семь лет может сойти на сушу, чтобы найти девушку, которая будет ему верна. Только это сможет снять проклятие с него и его команды – вечно скитаться по морям. В этот раз, причалив к берегу, голландец встретил моряка Даланда (бас Бадма Гомбожапов) и предложил ему несметные богатства за руку его дочери Сенты (сопрано Аюна Базаргуруева). Тот согласился, как и девушка, давно мечтавшая вырваться за пределы своего маленького мирка. Но влюбленный в нее охотник Эрик (тенор Савва Хастаев), узнав о помолвке, пытается отговорить девушку. Объяснение застает голландец, который решает, что Сента ему не верна. Он дает команду отчаливать, девушка в отчаянии бросается за ним, и влюбленные воссоединяются в морской пучине.
– Вагнер не просто оперный композитор, – считает Ханс-Йоахим Фрай. – В его произведениях есть полноценное музыкальное и драматическое воплощение, недаром он сам писал как музыку, так и тексты, у него нет, например, разрыва на речитатив и арии. Поэтому его оперы можно исполнять только на немецком языке.
Но все-таки музыка у Рихарда Вагнера главенствует, поэтому определение «вагнеровский» оркестр, которое заслужил иркутский коллектив после исполнения «Летучего голландца», – высокая похвала.
Не исключено, что оперу, которую увидели в Улан-Удэ и Иркутске, в ближайшем будущем покажут на родине Вагнера, ведь 2013-й – год 200-летия со дня рождения композитора.