Опасные крылатые качели
Городские и районные прокуроры Прибайкалья проверили исполнение законодательства об охране жизни и здоровья детей при устройстве и содержании детских игровых площадок и аттракционов.
Проверка показала, что нарушения законодательства имеют распространенный характер и допускаются повсеместно. Сотрудники надзорного ведомства выявили множество бесхозных детских городков, представляющих опасность. Сейчас прокуратура требует у местных властей привести их в порядок либо снести.
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для организации досуга детей и молодежи относятся к вопросам местного значения. Губернатор Иркутской области, а также региональный детский омбудсмен неоднократно давали поручения о необходимости проведения ревизии детских площадок. К сожалению, как показал анализ, зачастую должностные лица органов местного самоуправления не знают даже о количестве игровых и спортивных объектов, расположенных на их территории, не говоря уже о проведении проверок.
– Так, в ряде муниципалитетов, например в Жигаловском и Чунском районах, только по требованию прокуроров в ходе проверки были составлены реестры детских игровых площадок и аттракционов. На территории Шелеховского городского поселения, по информации управляющих компаний и образовательных учреждений, расположены 162 площадки. Согласно же реестру, представленному Шелеховским городским поселением, таких объектов 25. Из-за отсутствия контроля за состоянием неучтенных объектов они со временем безвозвратно утрачиваются, – говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области, старший советник юстиции Ольга Кошкарова.
По ее информации, также зачастую возникают сложности при определении собственников детских площадок. Не имеющие хозяина конструкции выявлены на территории Слюдянского, Заларинского, Усть-Удинского и других районов.
Прокуратурой города Ангарска установлено, что детские площадки, являясь муниципальной собственностью, фактически обслуживаются здесь управляющими компаниями, да и то лишь при наличии серьезной поломки или в результате обращения граждан. Вместе с тем, данные объекты жилищным организациям не передавались, договоры на их обслуживание не заключались и средства в бюджете города на их содержание не предусматривались.
Есть случаи, когда органы местного самоуправления заказывают оборудование не у заводов-изготовителей, специализирующихся на производстве игровой продукции для площадок, а у частных лиц, в результате чего требования безопасности не соблюдаются, необходимая документация (паспорта, санэпидзаключение, сертификат ) отсутствует.
Серьезные претензии надзорного ведомства вызывало и состояние спортивного и игрового оборудования, установленного на площадках образовательных учреждений. Ранее в Прибайкалье неоднократно дети получали травмы из-за падения футбольных или хоккейных ворот, такие незакрепленные конструкции были обнаружены, в частности, в Эхирит-Булагатском районе.
Прокуроры выявили нарушения законодательства и в дошкольных учреждениях. В детском саду поселка Жигалово на территории игровой площадки были установлены декоративные конструкции в виде грибов – плохо закрепленные, в большинстве своем сгнившие деревянные столбики, накрытые жестяными прогнившими тазами с отслоившимся железом.
Также в Жигаловском районе прокурор выяснил, что оборудование детских игровых площадок образовательных учреждений не приобреталось на протяжении 20 лет. Имеющиеся площадки устанавливались работниками учреждений и родителями самостоятельно.
Но правила безопасности нарушаются не только на таких самодельных площадках, но и в парках аттракционов. Так, по информации прокуратуры, на аттракционе «Орбита» в парке культуры и отдыха Черемхово, на «Колесе обозрения» в Свирске нет защитного ограждения вращающихся частей механизма и электродвигателя. Прокурором Усть-Кута установлено, что эксплуатация электроустановок в палатке детских аттракционов осуществляется с нарушением правил технической эксплуатации: собственником не назначен ответственный за электрохозяйство, не проведены проверки переносных и передвижных электроприемников.
При проведении проверки МБУК «Парк культуры и отдыха» в Падунском районе Братска прокуратурой выявлено отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала; нет протокола на заземляющее устройство; на щитах управления отсутствуют знаки безопасности; ведущая к аттракционам электропроводка не помещена в защитные кожухи. Прокуратурой Октябрьского района Иркутска проверена деятельность парка детских аттракционов «Чиполлино», установлено, что руководителем предприятия не утверждена схема электроснабжения, нет паспорта на заземляющее устройство, допущены нарушения при подсоединении.
Все эти проблемы возникают не только из-за недостатка финансирования и чьей-то безответственности: поскольку детские площадки являются нестационарными объектами, на них не распространяется действие Градостроительного кодекса РФ, и органам местного самоуправления целесообразно принимать отдельные нормативные правовые акты.
По итогам проверки состояния детских игровых и спортивных площадок, а также аттракционов, городские и районные прокуроры Прибайкалья выявили около 1300 нарушений закона, внесли 236 представлений, в суд предъявили 53 иска. Проверяющие, в частности, требуют принять в муниципальную собственность бесхозные площадки, отремонтировать игровое и спортивное оборудование, привести его в соответствие с требованиями ГОСТов или демонтировать представляющие угрозу конструкции.