24.10.2012 07:15
Рубрики
Общество
Теги
24.10.2012 07:15

Последний полет «Аэрокобры»

Поисковики из Братска разыскивают погибший 70 лет назад самолет

Этой осенью отмечается 70-летний юбилей легендарной воздушной трассы «Аляска – Сибирь» (АлСиб). В Иркутской области к работе АлСиба во время войны были привлечены аэродромы в Бодайбо, Витиме, Улькане, Киренске, Нижнеилимске. Несколько самолетов и экипажей погибли на нашей территории, не долетев до аэродрома назначения.

Братский молодежный туристическо-краеведческий клуб «Сталкер» сегодня работает по восстановлению истории авиатрассы, внесшей огромный вклад в победу над фашистской Германией. Об итогах поисков «Областной» рассказывает руководитель клуба «Сталкер» Вячеслав Тищенко:

– За пять лет были подготовлены и проведены несколько историко-краеведческих экспедиций. Члены клуба прошли путями первопроходцев, осваивающих Сибирь по рекам. В 2007 году мы осуществили сплав по реке Илим, посвященный 400-летию освоения Восточной Сибири казаками. Ее протяженность от поселков Подволочное до Шестаково составила 85 км. На этом пути мы установили поклонные кресты, собрали большой краеведческий и литературный материал, на маршруте проводили спортивные мероприятия. Затем последовал туристическо-краеведческий сплав по верховьям реки Лены протяженностью 500 км. Следующей экспедицией стал сплав по реке Киренге. Во всех походах мы много и плодотворно работали с местным населением.

Большой социально-исследовательской работой «Сталкера» стал краеведческий проект с привлечением студентов Братского госуниверситета и школьников гимназии № 1 Братска – «Возродим былое». Он направлен на восстановление исторического прошлого исчезающих деревень Братского района.

В 2009 году состоялась поисково-краеведческая экспедиция «По следам утраченной легенды», в горный район производственных строений Николаевского чугуноплавильного, железоделательного и механического завода. Металлургическая промышленность Иркутской губернии зарождалась в конце XVIII – начале XIX веков, и ее возникновение связано с созданием этого завода на братской земле. Был собран интересный материал, по этому проекту клуб продолжает работу.

В 2011 году «Сталкер» начал поиски самолета, потерпевшего катастрофу в 1943 году на авиатрассе «Сибирь – Аляска».

– Это один из двух последних ненайденных самолетов в пределах Иркутской области, которые поставлялись в СССР по АлСибу, и последний из трех необнаруженных летчиков «алсибовской» трассы, погибший при невыясненных обстоятельствах при перегоне самолета, – рассказывает Вячеслав Тищенко. – Экспедиции «Сталкера» – дань памяти героическому подвигу советских летчиков в годы военного лихолетья. Мы хотим установить место трагической гибели участника перегона, кавалера ордена Красной Звезды, боевого летчика-истребителя, капитана ВВС Красной армии Григория Петровича Чуйко. Почти год мы работали с картами, документами, архивными сведениями, встречались с охотниками, лесниками, поисковиками из соседних регионов.

К сожалению, личность капитана Чуйко до сих пор тайна за семью печатями, говорит руководитель клуба. С государственными архивами лично по судьбе Чуйко долго и безуспешно работал профессиональный военный летчик в запасе, житель Красноярска Вячеслав Филиппов. Но ничего, кроме общеизвестных, крайне скупых фактов добыть не удалось.

Родился Григорий Петрович в 1913 году, на угольном руднике имени Карла Либкнехта Артемовского района Сталинской области. В 19 лет молодого шахтера призвали в Красную армию. В 1934 году в городе Севастополе он окончил 1-ю Краснознаменную школу военных пилотов. Профессиональный пилот воевал на Халхин-Голе, награжден боевым орденом Красной Звезды. В биографии Чуйко исподволь просматривается некая доля причастности к особым воинским поручениям почти секретной важности. Последним местом его службы стала секретная авиаперегоночная трасса АлСиб, 5-й полк Перегоночной авиадивизии, где он был назначен заместителем командира эскадрильи.

– Ситуация останется прежней до момента обнаружения останков самолета Чуйко. Его выпустили в полет одного, что само по себе нонсенс. Перегонщики летали только группой и никак иначе. Значит, Григорий Петрович перевозил особый груз, например, дипломатическую почту в режиме особой секретности. Будет найден самолет, и дело по катастрофе закроют за неимением прецедента огласки определенной специфической информации. И архивы наверняка пойдут навстречу – такова в России реальность отмены режима секретности, – предполагает Вячеслав Тищенко.

Все, что касается личности Чуйко и его аварии, сегодня по крохам и с огромным трудом собирается в узком кругу поисковиков. А при подобных поисках действует негласное правило: информацию не обнародовать до окончания поисковых мероприятий и передачи материалов в официальные органы во избежание попадания ее в руки черных копателей.

– Что мы конкретно знаем на момент поиска спустя 70 лет после авиакатастрофы? – продолжает Вячеслав Тищенко. – Согласно выписке потерь личного состава 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии ГРФ за 1942–1945 годы, 24 октября 1943 года самолет Р-39 № 220519 пропал без вести в районе Нижнеилимска при перелете из Киренска в Красноярск. Заместитель командира авиаэскадрильи, капитан ВВС Григорий Чуйко на своем самолете – «Аэрокобре» – погиб при невыясненных обстоятельствах. Известно, что родной авиаполк настойчиво искал потерю в течение месяца – экипажами следом идущих перегонщиков, самолетами метеоразведки, специально снаряжаемыми в этих случаях авиапоисковыми вылетами. Поиски тогда не увенчались успехом.

В 2011 году «Сталкер» сделал две экспедиции в район предполагаемого падения самолета Чуйко – на границу Братского и Чунского районов. В мае-сентябре 2012 года вновь были предприняты попытки поиска самолета. В районе его предполагаемой гибели трижды проведена аэроразведка, поиском на земле занимались в том числе и профессиональные пожарные авиаохраны лесов. Группы дважды высаживались по северному и южному границам района, но безрезультатно.

– Я, как руководитель клуба, официально обратился за помощью к командующему войсками Центрального военного округа генерал-полковнику Валерию Герасимову с просьбой о помощи в поисках, – сообщил Вячеслав Тищенко. – Возможно, Минобороны когда-нибудь примет участие в обнаружении места гибели военного летчика и его самолета. Наш клуб, безусловно, будет продолжать искать дальше. И хоть сейчас крайне сложно в финансовом отношении, но для меня такая деятельность – потребность души. На следующий год попытаюсь организовать новую экспедицию.

Справка:

АлСиб («Аляска – Сибирь») – воздушная трасса между США и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В 1945 году на «АлСибе» использовалось до 30 аэродромов. Общая протяженность трассы Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР – 5000 км. По трассе АлСиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. По трассе перевозили различные грузы: военное оборудование, продовольствие, оборудование для госпиталей, почту и многое другое.