26.10.2012 00:45
Рубрики
Культура
Теги
26.10.2012 00:45

«Лицо и слово» Элио Чиола

Свой взгляд на фрески церкви «Сан-Франческо» в Ассизи великого Джотто представил на выставке «Лицо и слово» в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева выдающийся итальянский фотограф Элио Чиол. В экспозиции – 121 фотография лиц и предметов монументального произведения искусства.

– Эти фрески изображают житие святого Франциска, и они расположены в определенной литературной последовательности. И хотя одно событие следует за другим, автор пытается по-своему интерпретировать эту историю, вырывая из контекста фрагменты лиц, предметов, зданий, – рассказала заместитель директора по науке Иркутского областного художественного музея Татьяна Огородникова.

Фотограф по праву считается одним из ярких представителей итальянского неореализма в фотографии. И хотя Элио Чиол больше известен своими черно-белыми снимками, выразить характер старинных фресок без использования цвета было невозможно. Кстати, выставка состоялась при поддержке Итальянского института в Москве, и Иркутск – первый российский город, в котором она была представлена после экспозиции в Риме. Интересно, что автор сам упаковывал свои работы и дал жесткие указания, как нужно их развешивать.

– И это очень важно, – считает Татьяна Огородникова. – Ведь Элио Чиол предлагает свое толкование образов фресок в Ассизи. Выбирая из того или иного сюжета отдельные фрагменты, он применяет принцип монтажа, но только в соответствии с оригинальными фресками в церкви Сан-Франческо.

В Иркутске можно увидеть целый цикл, который называется «францисканским». Снимать его автор начал в 1950-х годах.

– Выставка объединяет фотографии фрагментов фресок, повествующих о жизни святого Франциска, – отметила Татьяна Огородникова. – Он, как известно, был основателем ордена нищенствующих, а церковь Сан-Франческо до сих пор является центром этого ордена.

Подавляющее большинство запечатленных фресок на выставке принадлежит кисти родоначальника нового искусства Джотто, который преодолел византийскую иконописную традицию и стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

– Он первый ввел в композицию пространство, впервые его люди стали испытывать эмоции и человеческие чувства, – пояснила Татьяна Огородникова. – И хотя его пространство еще наполнено очень условными пейзажами, зданиями, напоминающими театральные подмостки, а фигуры еще не совсем соответствуют тем анатомическим законам, которые мы знаем, он ввел в живопись элементы реализма, именно поэтому его считают реформатором.

Другой художник, фрески которого фотографирует автор, это современник Джотто – Лоринцетт. Его фрески повествуют о житии Христа. Автор то выхватывает лицо Христа из произведения, то запечатлевает толпу на заднем плане, чтобы обострить суть сюжета, в этом-то и заключается уникальное мастерство и изобретательность фотографа.

– Полностью снять фреску невозможно, потому что она огромная и расписана в три ряда, но автору это и не нужно, – отметила Татьяна Огородникова. – Его цель – передать зрителю свое видение, используя возможности современной фотографии.

Из Иркутска выставка отправится в Новосибирск и по другим городам России.