Научить работать с информацией способен только человек
Постиндустриальный мир – это мир информации, которую современный человек получает в огромном количестве из самых разных источников: со страниц газет, с экранов телевизоров, из радиоприемников, всемирной паутины, рекламных плакатов…
И нам зачастую очень сложно ориентироваться в этом бесконечном потоке сведений, мы не всегда справляемся с ним, рискуя потеряться в изобилии мнений, цифр, аргументов. Как влияет процесс информатизации на человеческую психику?
За разъяснениями по этому поводу корреспондент Наталья Смолянинова обратилась в Иркутский институт повышения квалификации работников образования. Собеседниками «Коммента» стали доктор педагогических наук Наталья Переломова и кандидат педагогических наук Наталья Дичина.
Влияют ли инновационные технологии на качество образования
– Благодаря большей наглядности, наличию видеоряда, восприятие информации, конечно, улучшается. Но машина, тем не менее, лишь немой посредник, она открывает доступ к огромному банку информации. Но насколько эффективны будут полученные сведения, зависит полностью от самого человека. Ведь информацию надо не просто воспринять, ее надо осмыслить, а в этом машина помочь, увы, не сможет. Научить работать с информацией способен только человек.
Талантливый педагог, даже если у него в распоряжении только доска и мел, способен на простых примерах доступно изложить материал, связать с жизнью, почувствовать настрой ученика, оценить его возможности. Научить находить смысл, рассуждать, делать умозаключения, ни одна программа сама по себе не сможет. Поэтому передача информации по принципу «человек – человек» не заменяется машиной.
Введение новых предметов в программу образования
– Современных детей стараются обучить в школе двум вещам: первая – это работа с информацией – умение находить нужные сведения, анализировать их, синтезировать, логически выстраивать, презентовать. И вторая – это защита от негативного влияния информации. Например, в гимназии № 1 Саянска с 2006 года ввели предмет для детей с 3 по 11 класс, который так и называется «Информационная безопасность».
С малышами говорят на уровне мультиков, при помощи подбора специального видеоряда детей учат определять степень угрозы получаемых из разных источников сведений. Для ребят постарше разработаны спецкурсы и обучающие программы.
Главная задача уроков – научить детей сопротивляться негативной информации и не поддаваться манипуляции. Это делается, в частности, чтобы дети и подростки однажды не вышли на площадь с целью поддержать разрушительные идеи. Самое главное предназначение курса – защитить настоящие ценности: семью, культуру, религию и т.д.
Дистанционное обучение
– Если говорить о дистанционном обучении, то одно время его подменяли понятием «заочное обучение». Что при этом можно получить, когда нет живого общения между учителем и учеником? Максимум – передача информации, сведений. Происходит ли образование как таковое? Нет.
Но с другой стороны, у дистанционного обучения есть свои плюсы, например, можно проводить уроки в режиме реального времени для детей-инвалидов.
Для этого всего лишь нужен доступ в интернет и веб-камера. Это создаст у ученика эффект присутствия в классе, даст возможность общаться с педагогом. Хотя, безусловно, здесь есть свои минусы, например, исключение межличностного общения со сверстниками.
Новые методы обучения
– Сейчас в процессе обучения педагоги все чаще используют различные игры, например, развивающие викторины. Проведение ролевых игр, дебатов, дискуссий тоже может оказаться весьма полезным. Главная задача таких методик – научить ребенка думать, общаться, работать в команде, делать выбор.
Ведь именно тогда, когда дети заняты групповой работой над проектами, им приходится общаться друг с другом, вступать в диалог, совместно решать возникшие проблемы, искать компромиссы. Здесь появляется соподчинение, умение не только хорошо работать в команде, но и способность брать на себя ответственность в руководстве. Дети начинают лучше понимать самих себя, учатся видеть свои сильные и слабые стороны, не боятся выступать публично, работать с аудиторией.
Не менее важно научить детей дискутировать, корректно и неэмоционально отстаивать свою точку зрения и самое главное – выработать навык саморегуляции.
Проблемы молодежи, связанные с использованием инновационных технологий
– С притоком информационных технологий человек становится все более автономным существом. Он уже намного реже общается с другими людьми лично, предпочитая переписку через компьютер, уходя с головой в виртуальный мир.
Сейчас многие создают в интернете свои странички, ведь в сети можно быть любым. Подростки, создавая свой идеальный образ, получают в сети много внимания, положительные отзывы, комментарии, симпатии от других пользователей. И тут происходит раздвоение. Подросток выходит в жизнь и обнаруживает, что там он никому не нравится, что он никому не интересен. И не потому, что он плохой, а потому, что он сам себя изначально не принимает, пытаясь быть кем-то другим. И это большая проблема среди молодого поколения. Человек должен понимать себя реального, уметь видеть свои сильные и слабые стороны. Только анализируя себя, работая над собой, а не пытаясь играть роли, он будет расти личностно и профессионально.