09.11.2012 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
09.11.2012 07:15

Бюджет прошел общественную экспертизу

Уже вошло в традицию перед процедурой принятия законодателями областного бюджета проводить его экспертизу с помощью публичных слушаний. Интерес к нынешним, прошедшим под эгидой комитета по бюджету ЗС, был особый: на суд многочисленных слушателей, представляющих общественные организации и местное самоуправление области, впервые было вынесено (по аналогии с федеральным) сразу три проекта бюджета – на 2013 год и два последующих.

Такое трехлетнее планирование, по мнению открывшего слушания председателя комитета по бюджету Сергея Курилова, дает возможность более точно и разумно выстроить финансовую политику региона, определить приоритетные направления и дать бизнесу ясное понимание целей и задач областного правительства.

Поскольку финансовые показатели – производные от размеров регионального продукта (ВРП), то первым было предоставлено слово министру экономического развития и промышленности Руслану Киму. Он объяснил, что из двух сценариев социально-экономического развития на ближайшее время: консервативного и умеренно-оптимистического, был выбран все же первый. Слишком много рисков поджидает впереди, признался министр.

[EXP]

Это и внешние: нестабильность мировых цен на сырьевые ресурсы, которые в структуре как российской, так и областной экономики занимают превалирующее место. По крайней мере, на хорошую динамику роста цен на углеводороды не приходится надеяться. Это и растущие цены, и тарифы естественных монополий вкупе с инфляционными процессами. Да и здоровье финансового рынка, не до конца отошедшего от кризисного шока, не дает повода к излишнему оптимизму. Вхождение России в ВТО тоже несет экономические издержки, которые еще необходимо изучить.

Области предстоит встретиться и с внутренними рисками. Один из них: прекращение федеральной льготы по налогу на добычу полезных ископаемых крупнейшей нефтедобывающей компании «Верхнечонскнефтегаз». Это значит, что весь налог она начнет перекачивать в федеральную кассу. Слишком велика, по мнению министра, и доля области по софинансированию федеральных программ. Если, например, участники программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», куда вошел и Байкальский регион, вкладывают не более 15% собственных средств, то Иркутская область – почти 40%. Эту пропорцию необходимо менять, иначе у области не хватит средств для софинансирования всех программ, ставших сегодня единственным способом получения федеральной помощи.

Все эти подводные камни, конечно, притормаживают динамику экономического роста. Ставка должна делаться на собственное промышленное развитие. Приоритетными направлениями по-прежнему остаются нефтегазохимия, глубокая переработка древесины и ее «цивилизованная добыча, что даст возможность увеличить налоговые поступления». Третье стратегическое направление – туризм. «Ведется работа по расширению границ особой экономической зоны. На этот предмет уже прошли встречи с Минэкономразвития».

Как рассказала министр финансов Наталья Бояринова, область получила ряд ограничителей и на финансовом фронте. Один из самых существенных: региону уменьшается федеральная помощь. Если в этом году она составляет 2,6 млрд рублей, то уже в 2015 году она будет полностью прекращена. И «виновата» в этом сама область – слишком много стала зарабатывать. Последние три года уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя стал превышать средний показатель по России. Это и стало поводом объявить область с 2015 года бездотационной, а заодно взвалить на нее все страховые взносы на неработающее население. Расходы бюджета возрастут к 2015 году с сегодняшних 4,2 млрд рублей до 15,3 млрд.

Перекладывание на плечи бюджета такого груза расходных обязательств можно осилить двумя способами: или резать расходные статьи, или наращивать дефицит. Пока правительство выбрало второй путь, надеясь с помощью дополнительных доходов покрыть недостачу средств. Как заявила Наталья Бояринова, все социальные программы будут профинансированы полностью. И даже больше. Например, на обеспечение квартирами детей-сирот в будущем году выделяется 300 млн рублей, втрое больше нынешнего. Еще 400 млн добавит федеральный бюджет.

Всего доходная часть на будущий год запланирована в объеме 86,1 млрд рублей (из которых 81,3 млрд – собственные доходы). В 2014 году она может упасть до 85,1 млрд рублей, а в 2015 году возрасти до 88,7 млрд рублей.

Отвечая на вопрос одного из участников слушаний, будет ли пересмотрен МРОТ в связи с уже объявленным повышением в следующем году цен на газ, электроэнергию, пассажирские перевозки, Руслан Ким заявил, что на следующей неделе пройдет заседание трехсторонней комиссии, где и будет принято решение о повышении минимального размера оплаты труда.

Один из вопросов касался программы социального развития села: не забыты ли нужды сельских тружеников? Наталья Бояринова успокоила: не забыты. В следующем году она будет профинансирована в размере 453 млн рублей, из которых 180 млн пойдут на предоставление жилья гражданам, решившим переехать в сельскую местность.

Критические замечания были высказаны в адрес методики оценки эффективности работы органов местного самоуправления, когда, казалось бы, благая цель – открытие детсадов – снижало баллы. А все потому, что увеличивались расходы муниципалитетов на персонал этих садиков. Министр финансов заверила, что это обстоятельство уже учтено и методика исправлена.

Было также высказано пожелание представлять финансовое и экономическое положение области в сравнении с другими регионами, по крайней мере, в рамках СФО.

В заключение слушаний Сергей Курилов заверил собравшихся, что все высказанные предложения будут направлены в адрес губернатора региона для дальнейшей проработки.

[/EXP]