09.11.2012 07:15
Рубрики
Общество
Теги
09.11.2012 07:15

Когда детские возможности ограничены

На каждую тясячу детей в Приангарье приходится 32 ребенка с разной степенью первичной инвалидности, при этом среднероссийский показатель – 25 детей. У нас уже почти небольшой городок – 12,9 тыс. детей с ограниченными возможностями. Что нужно сделать для того, чтобы адаптировать их к нормальной жизни, позволить им ходить в кружки и заниматься спортом? Ответы на этот вопрос искали участники круглого стола, который 1 ноября провел комитет по социально-культурному законодательству ЗС под председательством Ирины Синцовой. 

Медики неумолимы – инвалидизация детского населения растет. Причем если раньше на первое место выходили врожденные физические аномалии и хромосомные нарушения, то теперь – психические расстройства и болезни нервной системы. И фактически семьи остаются один на один с этой бедой.     

Нельзя сказать, что вообще ничего не делается. В регионе работает программа «Доступная среда», есть ряд успешных общественных организаций, занимающихся образованием и реабилитацией таких детей. Опытом своей работы поделились исполнительный директор реабилитационного центра «Семейная усадьба» Серафима Мельник, председатель правления общественной организации инвалидов детства «Надежда» Татьяна Федорова, председатель Иркутского регионального отделения общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России» Лариса Терещенко, председатель совета Иркутской региональной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг» Александра Рыкова. Они-то и предложили в ходе круглого стола свой рецепт помощи. Его ингредиенты удивительно просты с точки зрения обычного человека, но вот удастся ли повернуть государственную машину лицом к этим семьям.  

В области необходимо создать службу патронажа для таких семей, а родителям засчитывать трудовой стаж за все то время, которое они занимаются с ребенком. У общественных организаций, занимающихся детьми-инвалидами, должен быть государственный заказ на оказание различных услуг таким детям и их семьям. Сегодня, к примеру, нельзя оказывать реабилитационные услуги согласно индивидуальному паспорту реабилитации ребенка. Но организации это делают, и основное бремя финансирования ложится на родительские плечи, хотя государство на каждого такого ребенка выделяет средства.

Ребятам с тяжелыми нарушениями здоровья отказано в санитарно-курортном лечении, что по сути своей является дискриминацией. О занятиях спортом для ребенка-инвалида фактически можно забыть. В Иркутской области даже нет единой базы данных, где и каким видом спорта может заниматься ребенок. И наконец, самое главное – родители обычных детей в подавляющем большинстве не готовы к тому, чтобы их дети учились и занимались рядом с не совсем обычными ребятишками. Нашему региону необходима собственная информационная и рекламная кампания, способная хотя бы начать менять отношение людей к детям-инвалидам и их семьям.

– Общественным организациям, которые помогают семьям в социальной реабилитации детей-инвалидов, нужна помощь государства и общества, – уверена Ирина Синцова. 

Все рекомендации и предложения круглого стола будут направлены органам исполнительной власти Иркутской области, а также в муниципальные образования региона.