09.11.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
09.11.2012 07:15

Четверо иркутян побывали в космосе

Борис Волынов, Александр Полещук, Дмитрий Кондратьев и Анатолий Иванишин – сегодня их знает едва ли не каждый житель Приангарья. Ведь эти четыре космонавта родились в Иркутске. Каждый из них побывал в космосе, сделал блестящую карьеру. Но главное, что они помнят о родном городе: придумывают символические позывные своим экипажам, фотографируют Байкал, Ангару и города региона из космоса.

Счастливый случай Бориса Волынова

Профессию космонавтов можно назвать уникальной хотя бы потому, что за 50 лет освоения пространства Вселенной ею овладели лишь несколько сотен человек на всей Земле. Так повелось, что свой профессиональный путь космонавты начинают с карьеры летчика. Традиция сложилась с самого первого – гагаринского набора, в котором был и наш земляк Борис Волынов. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт родился 18 декабря 1934 года в Иркутске. Правда, детство и юность будущего космонавта прошли в Прокопьевске Кемеровской области, куда после окончания Иркутского медицинского института была направлена его мать. Но своей родиной Борис Волынов всегда считал Иркутск.

– В Иркутске я родился, там мои корни. И мой космический позывной также связан с тем местом, где я родился, – «Байкал». Он останется со мной до конца жизни, – признался Борис Волынов.

Он с детства мечтал стать летчиком. Поэтому в 1952 году после окончания школы поступил в военную авиационную школу. А затем в Сталинградское (ныне Волгоградское) военное авиационное училище летчиков. После окончания училища Борис Волынов служил в авиационных частях Московского округа ПВО. Карьера складывалась вполне благополучно. Однажды Волынова пригласили для серьезного разговора к командиру полка. В кабинете летчика ждал представитель особого отдела, который предложил полетать на более совершенных самолетах, правда, с риском для жизни. Летчик, не раздумывая, согласился. Через полтора месяца его отправили в Москву проходить медицинскую комиссию.

Советский Союз готовил событие мирового масштаба – полет первого человека в космос. Во время полета могли случиться любые внештатные ситуации, поэтому космонавт должен был иметь отменное здоровье, крепкую физическую подготовку и стойкую психику.

Врачи тщательно осматривали претендентов в первый отряд космонавтов сорок дней. Для полетов «с риском для жизни» всего были выбраны пять человек. Из них отбор прошел лишь Волынов. Сразу после этого началась подготовка к полету в космос. Она была не простой, но надо отметить, что Волынов стал вторым в истории России космонавтом, который успешно прошел испытание сурдокамерой. С этим заданием до Волынова справился лишь один космонавт. Так наш земляк попал в гагаринский набор.

Первый полет Волынов совершил в январе 1969 года в качестве командира экипажа. Вместе с ним летели бортинженер Алексей Елисеев и космонавт-исследователь Евгений Хрунов. Позывной экипажа – «Байкал». Днем раньше на орбиту вышел корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым.

16 января впервые в мире на орбите состыковались два корабля. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев перешли из «Союза-5» в «Союз-4» через открытый космос. Это в истории мировой космонавтики тоже произошло впервые. Борис Волынов тем временем следил по приборам за параметрами жизнедеятельности Евгения Хрунова и Алексея Елисеева. После успешного перехода «Союз-4» с Владимиром Шаталовым, Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым успешно приземлился. А Борис Волынов остался один в корабле «Союз-5», посадка которого была намечена на 18 января.

То, что случилось с Волыновым во время посадки, долго вызывало недоумение – возникшая нештатная ситуация могла закончиться гораздо трагичнее. Это поистине счастливый случай. Когда космонавт возвращался на Землю, ничто не предвещало беды. Борис Волынов сориентировал корабль для схода с орбиты, тормозная двигательная установка выдала в нужный момент необходимый тормозной импульс. Однако отделения спускаемого аппарата от приборного отсека (вместе с двигательной установкой) не произошло. И корабль устремился к Земле. В плотных слоях атмосферы он начал вращаться из-за аэродинамического эффекта. Попытки стабилизировать его в нужном положении ни к чему не привели. Позже Борис Волынов признается, что понимал всю сложность ситуации – до столкновения с Землей оставалось каких-то полчаса. Поэтому он вел репортаж на магнитофон и писал на листочках все детали, чтобы специалисты могли понять причины случившегося. Листочки космонавт сунул в середину бортового журнала, который перевязал бечевкой.

На высоте 80–90 км над Землей случилось маленькое чудо. Внезапно произошел взрыв: спускаемый аппарат отбросило от приборного отсека. На высоте около 10 км люк парашютного контейнера отстрелился, начала действовать парашютная система. Аппарат до самого приземления продолжал вращаться то в одну, то в другую сторону. Волынов все еще готовился к самому худшему. Однако приземление далось космонавту ценной перелома корней верхних передних зубов.

На Земле медики единодушно заверили космонавта в том, что он теперь не сможет летать в космос. А психологи добавили: мол, не преодолеешь психологический барьер – сам не сможешь подойти даже к самолету.

Однако прогнозы не сбылись – космонавт оказался сильнее, чем думали окружающие. Через семь лет, в 1976 году, Борис Волынов снова отправляется в космос, но уже в качестве командира станции «Салют-5». Вместе с Волыновым в экипаже летел бортинженер Виталий Жолобов. Полет был рассчитан на 60 суток. Старт и стыковка со станцией прошли в штатном режиме. Проблемы начались на 42-е сутки, когда неожиданно взвыла аварийная сирена. На станции погас свет, отключились приборы и механизмы, перестала действовать система регенерации кислорода, исчез привычный шум работающего оборудования. Что произошло – совершенно неясно, а что делать – тем более.

Нужно было проанализировать ситуацию. Для этого космонавты в буквальном смысле на ощупь добрались до центрального пульта. Чтобы восстановить работу приборов, потребовалось два часа. Казалось, все благополучно завершилось, но тут ухудшилось самочувствие Жолобова. Он перестал спать, потерял аппетит, чувствовал страшную головную боль. Пришлось сибиряку работать и за командира, и за бортинженера, и за врача, оказывая помощь заболевшему коллеге. По результатам медицинского консилиума на Земле, Государственная комиссия приняла решение досрочно прекратить полет на 50-е сутки. После этого Волынов больше не летал в космос. Но он рассказывал, что космическое пространство ему часто снится, иногда даже с внештатными ситуациями.

«Вулкан» в открытом космосе

75-й космонавт России и 289-й космонавт мира Александр Полещук родился 30 октября 1953 года в Черемхово в семье Федора Демьяновича Полещука и Валентины Сергеевны Непогодиной. В 1961 году пошел в первый класс школы № 19. В 1969 году закончил восьмилетку. После окончания восьмилетки поступил в очно-заочную физико-математическую школу в Новосибирске. Параллельно в 1971 году окончил 10 классов средней школы № 4 в поселке Дзержинском города Черемхово. Затем поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1977 году.

Космическая карьера Александра Полещука началась в НПО «Энергия» в должности инженера 111-го отдела. В 1981 году был назначен старшим инженером 110-го отдела.

В апреле 1982 года начал проходить стационарное медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) в рамках седьмого набора в отряд космонавтов НПО «Энергия». В декабре получил допуск к специальным тренировкам, в начале 1984 года участвовал во внутренних экзаменах в НПО «Энергия», но не был отобран в отряд космонавтов. После этого Александр Полещук ежегодно проходил повторное обследование в ИМБП, чтобы получить допуск к спецтренировкам. Удача улыбнулась ему лишь в январе 1989 года, когда Александр Полещук был отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО «Энергия». Уже через месяц сибиряка назначили на должность кандидата в космонавты-испытатели 291-го отдела НПО «Энергия».

Александр Полещук прошел общекосмическую подготовку в Центре подготовки имени Ю.А. Гагарина. В 1991 году решением Межведомственной квалификационной комиссии получил квалификацию космонавта-испытателя, в этом же году был назначен на эту должность в НПО «Энергия».

24 января 1993 года к орбитальной станции «Мир» отправился корабль «Союз ТМ-16» с двумя космонавтами на борту, один из них – наш земляк Александр Полещук. Состыковавшись с боковым стыковочным узлом модуля «Кристалл», «Союз ТМ-16» образовал крупнейшую конфигурацию «Мира» за всю его историю общей массой более 90 тонн.

Во время полета космонавты два раза выходили в открытый космос. 19 апреля 1993 года Полещук и Манаков вышли в открытый космос для монтажа приводов ориентации солнечных батарей модуля «Квант». Второй раз Полещук вышел один. 18 июня в открытом космосе он провел работы по развертыванию солнечных батарей. В общей сложности Полещук пробыл в открытом космосе 9 часов 58 минут. 4 июля 1993 года к «Миру» пристыковался экипаж корабля «Союз ТМ-17» (на борту которого А.А. СеребровВ.В. ЦиблиевЖан-Поль Эньере). 22 июля 1993 года Полещук, Манаков и Эньере благополучно возвратились на Землю.

За успешное осуществление полета и проявленное при этом мужество указом президента РФ Александр Полещук получил звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия «Золотая звезда».

Целеустремленный «Варяг»

В Иркутске также родился космонавт Дмитрий Кондратьев. Правда, прожил в столице Восточной Сибири он недолго – через два месяца семья переехала в другой город. Отец Дмитрия Кондратьева служил вертолетчиком в гражданской авиации, поэтому частые переезды с места на место были обычным делом. Сомнений в выборе профессии у Дмитрия не возникало – он с детства хотел пойти по стопам отца. В 1986 году он поступил в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова. Закончил его в 1990 году по специальности «летчик-инженер».

После этого проходил службу в различных частях ВВС, освоил 10 типов самолетов. В 2000 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности «экономист». Еще через четыре года окончил Военно-Воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. В декабре 1997 года Дмитрий Кондратьев был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.

– Я сделал первый шаг – стал летчиком. Следующий шаг был логичным – стать космонавтом. Летать дальше, выше, быстрее, как поется в песне. И я предпринял попытку стать космонавтом. В середине 90-х был объявлен конкурс по отбору космонавтов по всей стране, были сотни кандидатов, если не тысячи. В нашу группу было отобрано 12 человек, включая меня, – объяснил Дмитрий свое желание полететь в космос.

К полету в космос Дмитрий готовился 13 лет. Старт экипажа, командиром которого был назначен Кондратьев, запланировали на декабрь 2010 года.  На орбите Дмитрий Кондратьев не только выполнял все запланированные эксперименты и работы, но и вел блог на сайте Роскосмоса. В своем дневнике космонавт рассказывал о жизни на орбите и выкладывал серии потрясающих фотографий «Наша многоликая планета», которыми любовалась вся страна.

За время экспедиции Дмитрий Кондратьев два раза выходил в открытый космос. Фоторепортаж одного из них также был выложен на сайте Роскосмоса. Символично, что 28 февраля 2011 года в день открытия Года космонавтики в России экипаж Дмитрия Кондратьева пролетал над Иркутском. А первого марта от земляка в наш город пришло поздравление с околоземной орбиты.

24 мая экипаж благополучно вернулся на землю. А почти через год после полета Дмитрию Кондратьеву было присвоено звание Героя Российской Федерации и почетное звание «Летчик-космонавт Российской Федерации».

«Повелитель звезд»

Наш регион прославил еще один космонавт – Анатолий Иванишин. Он родился и вырос в Иркутске, закончил школу № 11. Затем со второй попытки поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище.

Космическую карьеру 108-й космонавт России, как и многие, начинал летчиком. Анатолий Иванишин признался, что желание стать космонавтом пришло позже. С самого детства он мечтал о небе. В Иркутске занимался парашютным спортом и конструированием авиамоделей. До зачисления в отряд космонавтов в 2003 году, Анатолий Иванишин служил в ВВС, летал на самолетах МиГ и Су. Когда узнал от товарищей, что объявлен дополнительный набор в отряд космонавтов, решил попробовать.

Семь лет готовился иркутянин к полету в космос, за это время назначался в состав дублирующих экипажей. А в январе 2010 года был включен в основной экипаж 29 экспедиции на МКС.

Полет был назначен на сентябрь 2011 года, но из-за аварии грузового космического корабля «Прогресс» старт перенесли на 14 ноября того же года. Последние две недели на Земле космонавты проходили комплексные тренировки на Байконуре.  Командир экипажа Антон Шкаплеров придумал позывной «Астрей», что означало «повелитель звезд».

14 ноября старт успешно состоялся. На сайте Роскосмоса он транслировался в режиме он-лайн. За полетом наблюдали жители разных регионов России, в том числе и Иркутской области. На орбите экипаж провел 165 суток. За это время было выполнено несколько десятков научных экспериментов в различных областях естествознания. Анатолий Иванишин рассказал об эксперименте «Иммуно», в ходе которого ему пришлось брать кровь из вены у коллеги.

– Вы знаете, к нашему удивлению, никто не пострадал. Профессиональных медиков среди нас нет. Перед полетом нас учили и сертифицировали. Конечно, немного сомневались, что эксперимент пройдет успешно. Но все получилось. Обошлось без жертв, – рассказал космонавт.

Анатолий Иванишин рассказал, что во время экспедиции увлекся фотографией. Вид из иллюминатора оказался захватывающим, и его просто нельзя было не запечатлеть, подчеркнул космонавт.

После полета экипаж прошел курс реабилитации. А затем Анатолий Иванишин вместе с супругой и сыном побывал в Иркутске. Они гуляли по Набережной, в 130-м квартале и других знаковых местах Иркутска. Космонавт выделил еще одно место в городе, которое для него много значит – Крестовоздвиженская церковь. Здесь они венчались с супругой Светланой.

Иркутская область дала России и всему миру четырех космонавтов. По количеству космонавтов мы занимаем второе место в стране наряду с Санкт-Петербургом. Впрочем, останавливаться на достигнутом рано. Верится, что еще много наших земляков побывает в космосе. В упорстве и целенаправленности сибиряков никто не сомневается. Главное, чтобы они всегда возвращались.