Пока закон лесу не защитник
Центральной темой заседания комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания под председательством Юрия Фалейчика стали два депутатских запроса к губернатору области, касающиеся состояния дел в лесной отрасли.
Первый из них, поданный большой группой депутатов, предлагал ознакомить законодателей с исполнением принятого два года назад законом «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области». У этого запроса, надо заметить, уже давняя биография. Последний раз правительство держало по нему отчет весной. И получило неудовлетворительную оценку со стороны депутатов. Тогда же было решено вернуться к нему осенью.
Как заметил Юрий Фалейчик, известные события: отставка губернатора и смена правительства, конечно, сказались на состоянии работы. Члены комитета предложили новому министру лесного комплекса Денису Сафронову поделиться своими планами по реализации законов, призванных положить конец засилью браконьерских рубок в иркутской тайге.
По мнению Сафронова, оба закона нуждаются в совершенствовании. Назрела нужда в расширении списка административных правонарушений и увеличении срока привлечения нарушителей к административной ответственности. Необходимо внести запрет на прием древесины от физических лиц, заготовленной по договорам купли-продажи. Сегодня многие пользуются этой лазейкой, продавая на сторону лес, выделенный на строительство или ремонт дома. В законе должны быть выработаны меры, приостанавливающие деятельность пунктов приема древесины, приобретающих нелегальную продукцию.
Министерство предлагает также создать специальный орган по осуществлению государственного лесного надзора. В ряде субъектов РФ, как подчеркнул Сафронов, такие органы уже созданы. Они, не отвлекаясь на другие задачи, концентрируют свои усилия именно на защите леса от браконьерских порубок, оперативно корректируя законы в нужную сторону.
Министр признал справедливой критику депутатов на бездействие межведомственной комиссии, специально созданной при губернаторе области по координации правоохранительной работы в лесной отрасли. В этом году комиссия ни разу не собиралась. Уже в конце ноября, заверил он, комиссия проведет свое первое заседание в обновленном составе.
Члены комитета решили оставить на контроле исполнение этого запроса, так же как и второго, сделанного депутатом ЗС Тимуром Сагдеевым к губернатору области и начальнику областного УВД. Касался он положения дел в городе Алзамае Нижнеудинского района, превратившегося, по мнению депутата, в вотчину криминалитета, безнаказанно орудовавшего в местных лесах.
Во многом, по словам начальника лесной полиции Дмитрия Никифорова, это объясняется высоким уровнем безработицы. Лишь 40% населения трудоустроены, остальные просто вынуждены заниматься незаконной заготовкой, чтобы прокормить семью. Многих из них ловят, только в этом году заведено 32 уголовных дела. Но, как правило, или дела разваливаются, или лесные преступники отделываются условным сроком, тут же возвращаясь к своей противозаконной деятельности. Да и как может быть иначе, когда лишь два месяца назад пленум Верховного суда наконец-то дал точные формулировки таким понятиям, как «незаконная рубка», «незаконная рубка, организованная группой» и т.д. Лояльно к лесным браконьерам и федеральное законодательство, возвращающее конфискованную технику после судебного разбирательства их владельцам.
– Мы специально выделили Алзамай в самостоятельную тему, рассчитывая, что он станет экспериментальной площадкой для отработки комплексного воздействия на преступную среду, – сказал Юрий Фалейчик. – Пока это не получается. Эффективных мер не выработано.
При обсуждении проекта трехлетнего бюджета депутаты попросили областного министра финансов Наталию Бояринову подробнее осветить расходные статьи, близкие профилю комитета, – природоохранную и сельскохозяйственную.
По словам министра, в следующем году расходы на охрану окружающей среды будут увеличены в три раза и составят 245 млн рублей. Это связано с реализацией проекта по очистке Свирска от мышьякового загрязнения. Что касается программы развития сельскохозяйственного производства, то она пока еще не готова, но уже известно, что на поддержку сельхозпроизводителей из областного бюджета выделяется 1,4 млрд рублей. В будущем ежегодно к этой сумме будет прибавляться по 100 млн рублей. Но в случае получения дополнительных доходов эти размеры могут быть увеличены, заверила Наталия Бояринова.