16.11.2012 07:15
Рубрики
Культура
Теги
16.11.2012 07:15

Павел Карманов: Все время что-то должно меняться

Критики называют его «композитором-минималистом, который своим примером доказывает, что современная музыка может быть гармоничной». Наконец-то оценить творчество Павла Карманова на «живом» концерте смогли и его земляки. Он впервые выступил в Иркутской области вместе со своим ансамблем «Форельный квинтет».

Концерт «Зеркало того, что у меня внутри» прошел в областной филармонии. Павел Карманов сыграл свои самые известные произведения. Кстати, более широкой публике композитор известен по своей работе в кино – его музыка звучит в фильмах: «Арена», «ГАЗ – Русские машины» Тимура Бекмамбетова, «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина и других, а также по телерекламе и выступлениям в составе рок-группы «Вежливый отказ». Перед концертом музыкант дал интервью газете «Областная».

– Павел, в разных источниках пишут, что вы родились то в Новосибирске, то в Москве, то в Братске…

– Разночтений быть не может, я родился в Братске, в роддоме возле ГЭС. Именно этот город значится в моем паспорте. Затем наша семья года три жила в Иркутске, потом в Новосибирске, откуда мы переехали в Москву. В общем, я родом из этих мест, у меня в Иркутске похоронены дедушка и бабушка, моя мама училась здесь. Соответственно я впитал много всего иркутского, и у меня есть детские воспоминания о поездках на Байкал, мы много с мамой бродили по лесам, и я всегда мечтал сюда приехать. Горжусь своим местом рождения и всегда его подчеркиваю, но как ни странно, с тех пор мне впервые удалось приехать в Иркутск.

– Композитору в нашей стране в последние десятилетия приходилось зарабатывать коммерческой музыкой. Меняется ли ситуация сегодня?

– Немного меняется в лучшую сторону. У государственных структур, фестивалей, спонсоров появляется интерес к серьезной музыке.

– Как вы вообще стали композитором?

– Первые мои опусы относятся к пятилетнему возрасту. Сначала мама помогала мне фиксировать то, что я сочинял, потом я сам научился записывать, а потом мои пьесы отправили на рассмотрение известных учителей, и нам посоветовали поступить в Центральную музыкальную школу. Потом я окончил консерваторию и с тех пор работаю в столице.

– Есть у вашей музыки какая-то задача?

– Спасти человечество своей музыкой я вряд ли смогу. Надеюсь, удастся просто поднять настроение, видимо, в этом и есть предназначение моего творчества.

– Скрипачка Татьяна Гринденко, когда приезжала с концертом в Иркутск, высказала мысль, что время композиторов прошло. Как вы относитесь к этому?

– Возможно, время композиторов прошло, но никуда не денешься от того, что они есть и пишут музыку.

– Как часто вам удается выступать вне Москвы?

– Я не могу сказать, что я постоянно гастролирую, но два-четыре раза в год стабильно куда-то приглашают. Не так давно мы с нашим ансамблем ездили в Петербург, Выборг, Таллин. Я много раз был в Америке. 20 ноября у меня концерт в Швейцарии.

– Кто ваши слушатели?

– По большей части – это обычные люди без музыкального образования, редко – музыковеды или специалисты в современной музыке. Я стараюсь, чтобы моя музыка была понятна всем.

– Как подобрался состав участников вашего «Форельного квинтета»?

– Это сливки молодежного исполнительского звена, лауреаты различных конкурсов. Например, скрипачка Елена Ревич более 10 лет была первой скрипкой ансамбля «Солисты Москвы» Юрия Башмета. Сейчас она просто солистка, позавчера прилетела из Лондона, отсюда улетает в Воронеж. Или пианист-виртуоз Петр Айду. Прекрасная скрипачка Екатерина Погодина, не менее выдающиеся альтист Сергей Полтавский и виолончелист Олег Ведерников. Вообще состав более или менее постоянный, по крайней мере, его костяк.

– Чем вам близок стиль минимализма?

– Я уже давно полюбил эту музыку и именно в ней нахожу свое место. Сравниваю ее с муравейником, который внешне выглядит как нечто статичное, но если всмотреться, там происходит бурная жизнь. То есть это такая медитативная конструкция, в которой постоянно происходят мини-изменения. Не я его придумал, множество людей в мире сочиняют такую музыку, самые известные из них Филипп Гласс, Майкл Найман и Владимир Мартынов.

– Этот стиль немного похож на нашу жизнь?

– Да, наверное. Напоминает ежедневную езду на машине, наши ускоренные ритмы, повторение происходящего. Но у меня нет длительных монотонных повторов, все время что-то должно меняться.