Социокультурные механизмы преемственности ценностей
обсудили в Восточно-Сибирской академии образования
В Восточно-Сибирской государственной академии образования 16-17 ноября 2012 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием “Социокультурные механизмы преемственности ценностей”.
Организовала ее кафедра социальной педагогики и психологии. В конференции приняли участие ученые и преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, психологи, социальные педагоги, социальные работники, учителя-практики, представители государственных и негосударственных общественных организаций, студенты, магистранты, аспиранты. Они обсудили актуализацию проблем ценностного самоопределения личности в современных условиях, выявление социокультурных механизмов преемственности ценностей в междисциплинарном аспекте.
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семёнова рассказала о правах ребенка как наивысшей ценности современного общества, основываясь на опыте работы детского омбудсмена в Приангарье. «У Уполномоченного по правам ребенка очень четкие задачи: первая и главная из них – реагировать только в том случае, если органы государственной власти, организации не выполняют тех функций, которые должны. Вторая задача – это правовое просвещение детей, граждан для того, чтобы, они знали свои права и умели их защищать. И третья задача – выявление массовых нарушений прав детей и соответствующая реакция на это Уполномоченного. Это совершенствование законодательства в сфере защиты прав детей, подготовка предложений и заключений в органы государственной власти, органы местного самоуправления, для того, чтобы эти проблемы были разрешены. Одна из главных задач, которая сейчас стоит перед нашим аппаратом – создание института школьных уполномоченных по правам ребенка. На мой взгляд, это необходимо, поскольку каждая шестая жалоба, поступающая в наш аппарат, касается не соблюдения прав ребенка на образование. Но эта инициатива должна исходить не сверху от органов власти, а от самих школ и педагогов, поскольку другая система не будет поддерживаться снизу. Я считаю, что школьный уполномоченный по правам ребенка должен быть человеком, которому доверяют и дети, и родители и педагоги. Он должен уметь конструктивно разрешать конфликты внутри образовательного учреждения, чтобы избегать и предотвращать нарушение прав ребенка. Он будет отслеживать ситуацию с соблюдением прав детей в учебном заведении, не подменяя собой работу администрации или социальных педагогов. Еще одна функция – правовое просвещение детей, родителей и учителей. Такой опыт в Иркутске уже есть – в школе №30. Возможно, не во всех школах нужны уполномоченные, но они нужны», – подчеркнула Светлана Семенова.
Тема создания института школьных уполномоченных по правам ребенка заинтересовала участников конференции, много вопросов задавали студенты и социальные педагоги.
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области выразила надежду на помощь педагогического сообщества и специалистов Восточно-Сибирской государственной академии образования на совместную работу в этом вопросе.