14.12.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
14.12.2012 07:15

Неутомимый мим Валерий Шевченко

Имя Валерия Шевченко навсегда вписано в историю театрального искусства Иркутской области, ведь именно этот «неутомимый мим» создал «с нуля», на чистом энтузиазме в столице Приангарья первый театра пантомимы, а позднее и единственный в России Международный фестиваль «Мимолет». И именно с его легкой руки в Иркутске проходили первые карнавалы. И когда с 1997 года по 2002 на улицах появлялись колонны веселых клоунов в пестрых одеждах, горожане знали, что стартует очередной праздник пантомимы, и сами охотно присоединялись к красочному шествию.

Десять лет назад в Иркутске прошел последний «Мимолет», а сам Валерий Шевченко в то время уже год как жил в Москве, потому что чиновники не сочли возможным сделать его театр пантомимы муниципальным, и творческий коллектив не нашел средств для оплаты коммунальных услуг. Мастер был вынужден переехать в столицу, где ему предложили место преподавателя в ГИТИСе.

Однако история взаимоотношений Валерия Шевченко с малой родиной на этом не заканчивается. Так сложилось, что хоть и Иркутская область потеряла Валерия Шевченко, но сам Валерий Шевченко не потерял ее. В его стремительно развивавшейся биографии нашлось не только место новому фестивалю «Белая маска», успешной работе в кинематографе в качестве режиссера, но съемкам фильма об Иркутске и сотрудничеству с Братским драматическим театром.

[EXP]

– Я работаю днем и ночью, – рассказал Валерий Шевченко. – Днем преподаю, даю мастер-классы, снимаю, встречаюсь с интересными людьми, а ночью пишу киносценарии.

Наверное, только человек с таким характером и энергией смог совершить в Иркутске «пластическую революцию».

История театра пантомимы в Иркутске началась, когда домой после окончания ГИТИСа вернулся вчерашний студент Валерий Шевченко. Из столицы он привез огромный интерес и зарождающуюся любовь к пантомиме. Именно это помогло ему организовать в начале 1980-х годов студию во Дворце культуры профсоюзов, все самодеятельные актеры которой постепенно становились профессионалами.

В 1984 году коллектив переходит в статус народного театра пантомимы «Размышление». На свои деньги труппа ремонтирует помещение, отведенное им Дворцом профсоюзов, строит небольшой зрительный зал на 30–40 мест, проводит свет, закупает профессиональную аппаратуру. Помимо всего прочего, они сами шили костюмы, рисовали афиши, оформляли сцену. Тогда были поставлены такие спектакли, как «Портрет» по Николаю Гоголю, «Улыбки мима», «Мусорный ящик» – про западных безработных в жанре абсурда. Кульминацией работы коллектива стал спектакль «Хиросима и Нагасаки». В нем использовались эффекты театра теней. Вместо кукол – сами артисты. Когда на них наводился луч света, то тень, отражаясь на белом занавесе, принимала причудливые очертания. Актер двигался, а тень принимала поистине впечатляющие размеры и формы. Тени актеров были настолько изуродованными и непохожими на людей, что казались душами тех, кто оказался в эпицентре взрыва атомной бомбы. Спектакль принес коллективу первое место на Всесоюзном фестивале пластического искусства «Карусель – 1987» в Челябинске.

В 1986 году театр получил статус профессионального. Постепенно росло мастерство самых первых учеников Валерия Шевченко – Вадима и Ольги Рудаковых, Павла Шарандо. В 1988 году театр «Размышление» по культурному обмену попал на фестиваль в Бельгию, после длительного отбора в Москве. Иркутская пантомима настолько понравилась бельгийцам, что они пригласили театр на гастроли, которые состоялись в декабре 1989 года. Труппа показала свои спектакли более 15 раз. После этого была поездка во Францию (Париж), Люксембург и в некоторые другие страны.

Как вспоминает театральный критик Сергей Захарян, в Бельгии Валерий Шевченко в 1990 году, давая уроки пластики, за месяц заработал сумму, с помощью которой он и основал свое маленькое театральное предприятие, – в те годы уже требовалось обязательно иметь какой-нибудь статус. Тогда же в театре произошел раскол.

Новый профессиональный театр Валерия Шевченко был презентован 13 февраля 1994 года. Чуть позже была открыта Школа пластической импровизации, в которой начинающие артисты могли постигать основы классического движения пантомимы. В студию приходили заниматься люди разных возрастов – от 13 и старше, в основном это были студенты. Школа помогла выйти на сцену и стать «мимами» хореографу Елене Орловой, которая исполнила главную роль в спектаклях «Женщина с витрины», «Старосветские Ромео и Джульетта», Евгению Мурашу, Глебу Малкову, Людмиле Байкаловой и многим другим.

Одним из шедевров театра Валерия Шевченко был спектакль «Женщина с витрины». Действо, которое представляло собой соединение двух видов искусства, – пантомимы и балета. Сюжет напоминал современную историю Пигмалиона. По словам Валерия Шевченко, идея спектакля зародилась в Париже, когда он встретился с известным мимом Вячеславом Полуниным. В «творческой» беседе они стали философствовать о кукольной сути. Режиссер подхватил и развил эту идею. Создать постановку ему помогала балерина Иркутского областного музыкального театра Лилия Голованова, с ее помощью фактически появился новый жанр в искусстве пластики. На практике образ Галатеи – манекена с витрины магазина – был выражен через красоту линий и изящество балета, а «современного мужчины» – через точность и мягкость движений молчаливой пантомимы.

Вскоре труппа побывала на гастролях в Германии и Франции, где недалеко от Парижа проходил всемирный фестиваль театров пантомимы с авангардным направлением. Масштабность и разнообразие фестиваля настолько поразили иркутского мима, что в мае 1997 года Валерий Шевченко организует в Иркутске Международный фестиваль пантомимы «Мимолет» – единственный в России.

– Когда в Иркутске проводили первый фестиваль современной пластики и пантомимы «Мимолет-1997», многими иркутянами это действие воспринималось как обыкновенная причуда Валерия Шевченко, – пишет в одной из иркутских газет журналист Андрей Колганов. – Дескать, известный иркутский мим пригласил друзей на Байкал – себя показать и на других посмотреть. Ни больше, ни меньше. Однако в скором времени о фестивале заговорили не только в России, но и за рубежом: сам основатель жанра Марсель Марсо заинтересовался иркутским опытом. Уникальность «Мимолета» заключается в неповторимом духе всеобщего праздника. Кажется, что все люди договорились забыть о словах и показать друг другу, что и в молчании можно жить весело и ярко.

Уже только за это Валерия Шевченко можно назвать одним из немногих подвижников жанра пантомимы в России.

– Самая главная проблема в том, что пантомимы официально нет, – считает Валерий Шевченко. – Это такое подпольное искусство, оно вроде бы есть где-то за рубежом, кто-то Марселя Марсо знает, а в России – нет. Были когда-то мимы при филармониях, а сейчас – ни филармоний, ни мимов. Осталось с десяток человек, не больше. Кроме того, классических мимов практически не осталось, все вышеназванные адаптированы, кто под клоунаду, кто под пластический театр.

К сожалению, развивать классическое или какое-либо другое направление у театра не было возможностей. Городские и областные власти оставили коллектив на самоокупаемости, то ли действительно не оценив очевидного вклада в культуру региона, то ли пойдя на поводу у личной симпатии. В итоге в 2001 году театр прекратил свое существование, и Валерий Шевченко, и часть его труппы переехали в Москву, тем самым оборвав развитие иркутской пантомимы. Однако мим не затаил обиду на родной город.

– Отношение к Иркутску у меня не изменилось, я его как любил, так и люблю, – признался Валерий Шевченко. – Приятно, что там меня кто-то помнит, скучает и даже ждет. Значит, не зря жил, старался что-то сделать. Да, Шевченко – непростой, у меня свой взгляд на жизнь, на искусство, на театр, но если бы его не было, то не было бы и меня. Конечно, я скучаю по театру единомышленников, который когда-то был у меня в Иркутске, и я не хотел уезжать из родного города. Некоторые говорят: «Как здорово, что ты уехал!» И действительно, здесь, в Москве, возможности совершенно другие, но я иркутянин и занимался в городе любимым делом. Всегда тяжело бросать свой дом, свое детище. Но что делать, так было нужно.

В Москве Валерий Шевченко не растерялся и решил поступить на режиссуру игрового кино во ВГИК, в мастерскую Владимира Фокина. В то же время он продолжает проводить в разных городах России фестиваль «Белая маска».

– В жизни много вещей, которые как бы предопределены, – говорит Валерий Шевченко. – Знакомясь с биографией своего учителя, узнал, что в юности он увлекался пантомимой, даже в днях рождения у нас совпадают месяц и число. Меня сейчас очень увлекает кино. На мой взгляд, оно может обогатить пантомиму, ведь эти два вида искусства идут вместе, начиная с немого кино. Мне нравится работать с камерой, потому что в пантомиме тоже есть такое понятие как раскадровка, где можно показать крупный, средний, дальний и общий планы. Кроме этого, у меня пока нет своего театра, а кинематограф поможет расширить и, самое главное, закрепить театральные идеи.

В 2007 году Валерий Шевченко начинает сотрудничество с Братским драматическим театром и театром кукол и ставит там несколько спектаклей, один из которых – «Искушения» по мотивам повести Гоголя «Портрет».

«В этом спектакле Валерий Шевченко отважился на сложнейший эксперимент, в котором соединяются элементы психологического театра с выражением его форм невербальным способом. По сцене ходят люди-носы, люди-шинели, рядом гуляют барышни, дамы, кавалеры, и все вместе они будто влиты в водоворот стремительного бега Невы. В спектакле появляется еще один вид искусства – кино, кадры которого проецируются на ставки-экраны. Эти изображения видов Санкт-Петербурга, его грандиозных мостов и мосточков, бесконечного потока воды создают в спектакле объем и масштабность сценического действия», – написала об этом спектакле театральный критик Светлана Жартун.

В 2011 году Валерий Шевченко снимает в Иркутске художественный фильм «Табурет», который вошел в сборник короткометражных фильмов «Иркутск, я люблю тебя!» С ним работает иркутская команда: оператор Вячеслав Столяров, помощник режиссера фотохудожник Марина Свинина, художник фильма Леонид Бутаков, директор Андрей Ящерицын, реквизитор Оксана Штрауп.

«За этим нарочито простым названием разворачивается на экране глубокая и щемящая история про одинокое материнство, про детство мальчишки, не защищенное отцовским плечом, про горькую науку понять и простить чужую, но оттого не менее ценную правду», – пишет иркутский журналист Марина Рыбак.

Другой фильм Валерия Шевченко «Внутри квадратного круга» про то, как пять тысяч детей после Кремлевской елки выходят на Соборную площадь и встречаются с ожидающими их родителями, получил десять премий различных фестивалей, включая диплом от жюри правозащитных организаций фестиваля «Сталкер». А недавно режиссер поставил на сцене Братского драматического театра спектакль «Созвездие Пегаса» по рассказам Сигизмунда Кржижановского.

Словом, неугомонный Валерий Шевченко продолжает фонтанировать идеями и планомерно воплощать их в жизнь.

– Я мечтаю, чтобы способность мечтать не пропадала у меня никогда, – признался мастер. – Я все время что-то внутри себя придумываю, фантазирую. Для меня самое страшное – сесть на лавочку, кряхтеть и долго-долго смотреть на какой-нибудь цветочек. Может, это и здорово, но мне надо двигаться, что-то делать, ведь пантомима – это движение. Физическое, умственное и духовное.

[/EXP]