Крылатые метафоры Марины Свининой
Иркутский фотограф Марина Свинина редко «отдает кесарю кесарево» как в обычной жизни, так и в творчестве. Ее фантазия устремляется далеко за границы обыденного восприятия, создавая в собственном фотопространстве иные миры. Увидеть их можно на выставке «Грань миров», которая открылась на прошлой неделе в галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Всего в экспозиции представлено более 70 работ, созданных за 20 лет творчества.
Здесь представлено четыре серии снимков Марины Свининой. Первая из них – «Обитель сновидений», которая была снята в 1991–1997-е годы, соединяет в себе искусство пантомимы и фотографии. На снимках грустные клоуны существуют в пустынном пространстве городских подворотен, улиц и бульваров.
– Это первая постановочная серия, которая у меня возникла, – рассказала Марина Свинина. – Удивительное совпадение, что одна из участников этой фотосъемки, Ольга Румянцева, которая уже очень давно живет в Москве, именно в декабре приехала в Иркутск ставить спектакль в драмтеатре. Она и другие участники «Обители сновидений» – Александр Чернявский и Игорь Аникин выступали в те годы как экспериментальный иркутский театр. Настолько медитативного позирования, существования в ином пространстве реальности и такого тонкого контакта с моделями у меня больше не возникало никогда. Интересно, что эти кадры самопроизвольно складываются в некую литературную историю.
[EXP]
Красоту женского обнаженного тела в предлагаемых обстоятельствах раскрывает серия, созданная Мариной Свининой в 2010 году по инициативе директора арт-галереи DiaS Дианы Салацкой. Снимки для выставки согласились предоставить четыре модели, участвовавшие в фотосессии.
– Мой вкус к фотографии в стиле ню воспитывался на работах фотографов чешской и прибалтийской школы, – отметила Марина Свинина. – В памяти на всю жизнь остались знаменитая серия Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов», где молодое женское тело снято так, что оно перестает быть объектом продажи и сексуального насилия, а становится единосущным с природой. Мне тоже хотелось отнестись к факту обнаженности очень бережно, чтобы в итоге снимок был явлением культуры, а не иллюстрацией для эротического журнала.
Серия «Метафоры природы» показывает, как автор воспринимает окружающую природу. Здесь вы не найдете пейзажа в привычном его понимании, зато сможете увидеть, как белые облака оказываются крылатыми божествами, а обыкновенные круги на воде вдруг превращаются в духов воды.
– Я не снимаю пейзажи, так как мои отношения с природой складываются иначе, – пояснила Марина Свинина. – Она не является для меня обоями и не отдаляется на некое расстояние. Между мной и природой не существует границы, поэтому, когда я попадаю на Байкал, то энергетически становлюсь камнем, деревом, волной. Так появились эти работы, в которых я хотела рассказать о стихийных духах: земли, воздуха и воды – огня я так и не сняла – через зеркальную съемку. Кадры сделаны на цветную и черно-белую фотопленку, у них нет дублей, каждый был стопроцентным попаданием. По сути, это два отпечатка, склеенные скотчем, а некоторые сделаны еще вручную под увеличителем.
Четвертая серия «Грань миров» – это пространство, в котором все люди крылаты как ангелы. Глядя на нездешние лики ее моделей, блуждающих по заваленным мусором улицам или как бы парящими в пейзаже, кажется, что люди действительно когда-то были крылатыми.
– Для меня метафора ангела – это образ духа, который стучится в сознание человека, – рассказала Марина Свинина. – Думаю, что серия до сих пор не закончена, она была задумана, когда я делала «Метафоры природы». У меня были периоды спонтанного рисования, я делала наброски крылатых людей со светящимися шарами. Но 1999 год был периодом, когда черно-белая пленка уже умерла, а цифра еще не родилась, и практически осуществить то, что маячило в сознании, было не на чем. Поэтому сделанные в этом направлении немногочисленные снимки шли в мусорную корзину. Через десять лет в Посольске, куда я ездила со школьниками, эта серия вдруг случилась.
Выставка будет работать в Иркутске до 23 декабря, а в марте благодаря спонсорской помощи генерального директора информационного портала «Байкал24» Владимира Коченова, который помог Марине Свининой напечатать фотографии к этой выставке, экспозиция будет показана в Улан-Удэ.
[/EXP]