Новый закон о предоставлении жилья детям-сиротам: в список через суд?

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова внесла свои поправки к проекту закона «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Он рассматривался на сессии Законодательного собрания региона 19 декабря. Всего к проекту поступило 59 поправок, из них 6 – от Уполномоченного.

Одна из принципиально важных поправок, подчеркнула детский омбудсмен, касалась уточнения документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание детей-сирот на территории Иркутской области. Детский омбудсмен настаивала на том, чтобы ребенок-сирота мог подтвердить место жительства не только регистрацией по месту жительства («штамп» в паспорте), но и при наличии временной регистрации по месту пребывания. Только при отсутствии данных документов, он бы обращался в суд за подтверждением факта проживания на территории области.

[EXP]

Свою позицию Светлана Семенова обосновала тем, что гарантированную законом постоянную регистрацию по достижении 14 лет имеют только те дети- сироты, у кого имеется сохраненное жилье. «Однако, по сути, настоящий закон не направлен на защиту лиц, имеющих жилье, и на учет они будут приниматься в исключительных случаях – в случае признания факта невозможности проживания в закрепленном жилье. Закон, прежде всего, направлен на защиту детей-сирот, которые не имеют жилья. Ребенок, находящийся под опекой государства, в большинстве случаев имеет регистрацию по месту пребывания – это детский дом, социально-реабилитационный центр, приют и т.д. Наличие у ребенка-сироты регистрации по месту пребывания, на практике может послужить основанием для отказа уполномоченным органом в ее учете при решении вопроса о включении ребенка в список на предоставление жилья. В такой ситуации ребенку придется обращаться в суд за установлением соответствующего юридического факта. И таких случаев будет большинство. А, учитывая, что речь идет о социально-уязвимой категории – дети-сироты и лица из их числа, установление излишних барьеров для реализации ими гарантированных законом прав является необоснованным» – подчеркивает Светлана Семенова.

Также детский омбудсмен предлагала включить в данный закон норму, связанную с осуществлением Правительством области (в лице уполномоченных органов) контроля за использованием и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семьей нанимателей либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния. Это требование Федерального закона, которое на сегодняшний день не урегулировано на уровне областного законодательства. Как результат, имеющееся у сирот жилье приходит в негодность, и они пополняют очередь нуждающихся в жилье.

Позицию Светланы Семеновой поддержали ряд депутатов областного парламента и Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. При обсуждении законопроекта на сессии он отметил, что в нем не учтены многие моменты. Кроме указанных Светланой Семеновой пробелов, также не выработан механизм обеспечения детей-сирот с ограниченными возможностями специализированным комфортным жильем. Принятие этих поправок потребовало бы дополнительных усилий от органов власти, но при этом облегчало бы механизм получения жилья для самих детей-сирот.

Между тем, данные поправки были отклонены, в том числе об учете документа о регистрации по месту пребывания. Обоснованием отклонения послужили аргументы о том, что Федеральный закон о гарантиях детей-сирот теперь не содержит такого понятия как «место пребывания». Однако Светлана Семенова настаивала на том, что ее поправка не вступает в противоречие с положениями Федерального закона в части предоставления жилья по месту жительства ребенка-сироты в субъекте, а лишь уточняет перечень документов, подтверждающих это место жительства, документом о регистрации по месту пребывания, т.е. исходя из реальных практических ситуаций.

Председатель ЗС Людмила Берлина в виде протокольного поручения настояла на том, чтобы комитет по социально-культурному законодательству в следующем году провел мониторинг и выявил, будут ли какие-либо проблемы в правоприменительной практике принятого закона.

[/EXP]