Проблемы высшей школы
Снова на повестке дня
Приоритетную поддержку государства в первую очередь должны получать те региональные учебные заведения, которые сотрудничают с крупными предприятиями. На этом сделал акцент в своем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин.
Совместно с бизнесом высшей школе следует продвигать научные исследования и разработки, тогда и выпускники начнут связывать свое будущее с тем местом, где они живут.
Роль высшей школы возрастает и на фоне планов развития дальневосточных и сибирских территорий. Об этом Владимир Путин говорил и на недавнем заседании президиума Госсовета:
– Предыдущие поколения закрепили за Россией эти чрезвычайно важные и очень богатые территории… Исторической миссией наших поколений является, безусловно, то, что мы должны обеспечить их ускоренное, устойчивое развитие, с тем, чтобы и сами эти территории развивались эффективно и чтобы они стали важнейшим фактором процветания и роста могущества России в целом.
[EXP]
На заседании президиума Госсовета было подчеркнуто, что основой развития сферы высоких технологий в регионах должно стать создание промышленных кластеров, речь также шла о развитии геологии, создании механизма функционирования рынка геологических открытий. О том, как сегодня в Иркутской области обстоят дела с подготовкой специалистов, необходимых основным производственным отраслям, газете «Областная» рассказали заместитель председателя правительства региона Максим Безрядин и председатель президиума ИНЦ СО РАН Игорь Бычков.
– Нам нужно ориентировать высшую школу на развитие наших приоритетных сфер экономики. К примеру, Иркутская область занимает лидирующие позиции по заготовке леса, нам нужно развивать глубокую переработку древесины. При этом кадры для лесной отрасли учебные заведения готовят все меньше и меньше. Нехватка специалистов с высшим образованием в этой отрасли уже ощутимо сказываться на результатах работы, – отметил Максим Безрядин. – Также не хватает специалистов в сфере добычи полезных ископаемых, в области переработки углеводородов. У нас есть фора – 5–8 лет до того момента, пока возникнет массовая необходимость. Этого времени достаточно, чтобы вузы успели подготовить выпускников.
Игорь Бычков, председатель президиума ИНЦ СО РАН, подчеркнул:
– Есть мощный механизм – госзаказ, задание на подготовку специалистов, увеличение квот на прием по тем или иным специальностям. Но при этом два года назад министерство образования РФ резко сократило заказ на подготовку студентов на геологических факультетах. Нам также нужны физики, математики. Однако прием на физический факультет ИГУ в прошлом году уменьшился на 15 человек. Все это не поддается никакой логике. Надо усиливать вузы, пересматривать программы подготовки специалистов, учебные заведения, которые сейчас не соответствуют критериям эффективности, реформировать, думать об их развитии.
Максим Безрядин назвал одну из причин того, что происходит сегодня в системе подготовки специалистов:
– Инвестиционный цикл в образовании очень длинный. Вкладывать нужно «вдолгую», и ожидать отдачи завтра не стоит. А мы пытаемся сиюминутно сэкономить и сиюминутно заработать. В образовании это приводит к полному развалу.
Игорь Бычков согласился: вуз – это предприятие, он стремится получить прибыль.
– Нужно понять, какие направления будут развиваться и готовить необходимых специалистов, при этом молодежь тоже должна быть в курсе того, что ее ожидает в будущем, и какая специальность более востребована на рынке труда, – подчеркнул Игорь Бычков.
Проблемы высшей школы обсуждались и во время встречи губернатора Иркутской области с коллективом Восточно-Сибирской академии образования.
– Роль Иркутской области в стране – одна из ключевых, – сказал Сергей Ерощенко. – Это опорная территория. У нас есть точки роста и возможности для самореализации. Но не надо закрывать глаза на то, что вместо здоровой конкурентной среды у нас присутствуют коррупционные схемы, в том числе и в сфере образования. В основном они связаны с земельными вопросами. Некоторые вузы увлеклись коммерческой деятельностью в ущерб образовательному процессу. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем изменить эту ситуацию. Вузам нужно развиваться, совершенствоваться, и при этом сохранять традиции. Нужно, чтобы образование соответствовало современным требованиям. Идеи должны рождаться у вас, а мы их будем поддерживать. Надо быть мобильными – мир меняется. Когда мы говорим о программе социально-экономического развития области, то в ней обязательно должно быть учтено, какие специалисты и в каком количестве нам понадобятся. А вузы должны встроиться в эту систему и готовить кадры, необходимые области.
Преподаватели вуза во многом были солидарны с губернатором и предлагали свои пути повышения эффективности. В частности, декан гуманитарного факультета Николай Кутищев сообщил, что всемирно известный пианист и наш земляк Денис Мацуев предлагал открыть на базе факультета музыкального образования ВСГАО отделение оркестровой подготовки, чтобы вырастить достойную смену артистам Губернаторского симфонического оркестра. Этим вопросом вуз занимался в течение года и, преодолев множество бюрократических препон, получил разрешение. Отделение может стать основой для развития консерваторского образования в Иркутске.
Сергей Ерощенко подчеркнул, что такую инициативу, безусловно, надо поддержать и призвал, следуя этому примеру, использовать для укрепления конкурентоспособности вуза весь имеющийся потенциал.
[/EXP]