Спокойное дежурство в конец света
Работа пожарных окружена мифами: мол, они всегда навеселе, спят целыми днями, на ЧС приезжают поздно, да еще в пустых машинах. Мы побывали в пожарной части № 5 Иркутска и убедились, что все это досужие вымыслы. Бойцы ПЧ постоянно тренируются, учатся, поддерживают в надлежащем состоянии технику, оборудование у них в идеальном состоянии. Да и в целом здесь царит железная воинская дисциплина. И как нас заверили в ГУМЧС, таким же образом налажена работа не только в лучшей части Сибири, но и в других подразделениях.
Развод личного состава
Мы приехали в пожарную часть в 8.04, то есть опоздав на развод личного состава ровно на четыре минуты. Начальник ПЧ-5 Александр Федоров строго взглянул на нерадивых корреспондентов, и мы тихонько встали в конце строя. Сегодня заступает на дежурство караул № 1 – девять человек. Все сотрудники ПЧ – в полном боевом облачении. Промелькнула мысль, что они из-за приезда журналистов так оделись, однако, как выяснилось, это обязательное требование службы.
[EXP]
Начальник докладывает рабочий план на день, информирует о грядущем торжественном собрании для сотрудников МЧС в честь профессионального праздника и о вчерашнем заседании ведомства, где были подведены итоги работы:
– Прозвучала высокая оценка деятельности ПЧ-5. Поскольку мы заняли первое место в Сибирском региональном центре, нас поощрили лазерным принтером. Ваши рапорта на нем печатать будем. Теперь прошу показать документы.
Мы снова недоумеваем: разве руководитель не знает своих сотрудников в лицо? Выясняется, что это тоже норма. Мало ли что может случиться: вдруг придется тушить пожар в тюрьме, и, например, зайдет туда пожарный, а назад без документов его уже не выпустят.
«Смирно. Вольно», – командует начальник. Начинается инструктаж: кто и за какой фронт работ будет сегодня отвечать, потом – занятия. Пока начальники сменяющихся караулов готовятся к рапорту, мы идем с экскурсией по части. Несмотря на то что здесь царят идеальная чистота и порядок, на сегодня запланирована традиционная пятничная генеральная уборка – пожарно-хозяйственный день.
Пожарные всегда учатся
Напротив кабинета начальника находится самая настоящая классная комната. На доске написана сложная формула, которая, как выяснилось, является математическим расчетом времени работы в дыхательном аппарате. На стенах – стенды «Первая помощь при ожогах, обморожениях», «Способы временной остановки кровотечения», «Пожарная техника» и т.д. С 9 утра здесь идут различные теоретические и практические занятия, проходит отработка нормативов по пожарно-строевой подготовке.
Конечно, по сигналу тревоги все сотрудники должны бросить тетрадки и собраться в течение минуты. Недаром над доской есть цитата известного брандмайора начала прошлого века, автора «Завета молодым пожарным» Эдуарда Лунда: «На учении объясняй каждому, что от его неумелого или медленного исполнения порученного ему на пожаре дела может зависеть жизнь и здоровье погорельцев, и пусть он вообразит при этом, что погорельцы – его мать, сестра или ребенок… Внушай, что мелочей в пожарном деле не существует, и плохое исполнение самой на вид мелкой части своих обязанностей может иметь последствием задержку подачи помощи людям, которым угрожает огонь».
Рядом с учебной аудиторией разместилась раздевалка, напротив – пост газодымозащитной службы, где все сотрудники, кроме водителей, каждое утро проверяют свои аппараты. Эта процедура состоит аж из девяти пунктов.
– Новые аппараты поступили к нам летом, они весят по 10 кг – на 6 кг меньше старых. Здесь компактный баллон из стекловолокна. А прежние были стальными. Прилагается и спасательное устройство с подачей кислорода для пострадавшего. Раньше зайдешь в задымленное помещение, увидишь человека, свою маску отдаешь ему. Мы с помощью этих устройств уже нескольких человек спасли. Однажды пришлось с четвертого этажа эвакуировать одну бабульку. Когда ей это устройство надели на голову, она была в восторге, – говорит пожарный ПЧ-5, старший сержант Владимир Новицкий.
В кабинете начальника
Здесь отчитываются начальники сменяющихся караулов.
Автомобили, оборудование уже проверены, вся документация заполнена. За прошедшие сутки пожаров на вверенном ПЧ-5 участке не было. Но подразделению пришлось выехать в предместье Марата, где в 10-этажном доме загорелся мусор в подъезде.
Еще накануне был ложный вызов – это настоящая проблема для пожарных. Обычно сообщения о возгораниях фильтруются в центральной диспетчерской службе, куда люди обращаются по телефону 112. Ведь именно оттуда, как правило, распределяются звонки в конкретные пожарные части (исключения составляют случаи, когда граждане звонят по телефонам самих ПЧ). Но бывает, что диспетчер не может выявить, реально случился пожар, или это чья-то злая шутка.
Когда начальники караулов уходят, у нас появляется минутка поговорить с Александром Федоровым, что называется, по душам. Над его рабочим столом висит икона «Неопалимая купина». Кстати, в самом здании пожарной части, расположенном неподалеку от храма Успения Божией Матери, до 1934 года были церковные конюшни. С тех пор эта часть не прекращала свою работу ни на один день. Сам же начальник ПЧ работает в пожарной охране с 1996 года. Он говорит, что не забудет свое первое дежурство никогда:
– Была ночь, раздался оглушительный сигнал тревоги, мы облачились в боевую одежду, заняли свои места в автомобиле и поехали в частный сектор Куйбышевского района. Там полыхал двухэтажный деревянный дом. Я как будто в другой мир попал – все рвется, взрывается, горит. Я даже как-то поначалу растерялся – что делать? И тут вижу моего наставника Андрея Боробова, такого бесстрашного. Он прошел мимо меня к огню, ничего не боясь, и я, глядя на него, стал быстро разворачивать пожарный рукав. Тогда были трудные времена, зарплату задерживали, но мне даже денег не надо было, только ждал, когда пойти на работу. А если ничего за день не потушил, чувствовал себя бездельником. В те годы пожаров было очень много, ларьки, например, горели постоянно.
Случайные люди в пожарных не задерживаются
Времени на долгие разговоры нет. Мы обходим помещения для отдыха, столовую, кухню, тренажерный зал, заглядываем к дневальному. Здесь в специальном шкафчике в отдельных отсеках хранятся документы, рассказывающие обо всех объектах, расположенных на территории, подведомственной ПЧ-5. Это Жилкино, второй Иркутск, поселок Горького, садоводства. Александр Федоров наугад достает папку.
– Вот торговый центр «Прибой». В документах все характеристики здания – расположение на местности, схемы помещений, этажность. Обозначено, где находится источник воды, есть ли горючие материалы, баллоны с газом.
Когда случается пожар, начальник караула под запись берет эти документы с собой и едет на место. В документах, кстати, просчитан наихудший сценарий развития событий в случае ЧП. Начальники караулов и бойцы сами эти документы составляют. Постоянно корректируют, ведь в тех же торговых центрах все время что-то меняется, появляются новые павильоны и так далее.
В коридоре обращаем внимание на витрину с большим количеством наград, завоеванных бойцами части в различных соревнованиях и конкурсах. Такие в ГУ МЧС проводятся каждый месяц. Сотрудники ПЧ-5 везде выигрывают: от турнира по легкой атлетике до КВН. Только за 2012 год они завоевали 13 дипломов, и это не считая внушительной коллекции кубков. Но главным своим достижением они считают успехи на профессиональном поприще. Часть стала лучшей в Сибири.
– Так называемые залетные у нас долго не держатся. Служба тяжелая, бойцы приходят на работу в 7.30, чтобы свою боевую одежду, дыхательный аппарат проверить. Они постоянно тренируются. От их усердия зависит тушение пожаров. Когда звучит сигнал тревоги, бойцы должны собраться в течение минуты, а в течение 10 минут расчет должен прибыть к месту пожара. У нас строгая дисциплина. Но работать все равно интересно, – подчеркивает начальник.
Чем гордятся в части
Вторую часть экскурсии уже во второй половине дня проводит для нас начальник караула № 1, старший прапорщик внутренней службы Сергей Носик. Он ведет нас в гаражи, где блестят чистотой красно-белые пожарные машины. Обо всех технических характеристиках подвижного состава он мог бы рассказывать, наверное, часами. Вот автоцистерна, которая подает воду со скоростью 40 литров в секунду. Вот теплоотражающие костюмы, железно-рукавные зажимы, гидроинструмент, насосы – только успевай записывать. На одной из машин сверху установлено три вида лестниц – палка, штурмовая и трехколенная.
– У нас на вооружении находятся автоцистерны, автомобили рукавные (АР), передвижные насосные станции. Емкости во всех машинах, кроме АР, заполнены водой или пенообразователем, необходимым при тушении горючих материалов. Когда люди говорят, что машина пришла без воды, то это речь идет об автомобиле, где находятся рукава, порой ведь приходится задействовать километры рукавов. И, конечно, в процессе тушения требуется дополнительный источник воды. Когда расчет прибывает к месту пожара, один из бойцов должен обнаружить гидрант.
Настоящая гордость части называется ROSENBAUER (на базе КамАЗ 43253). Он оборудован бортовым компьютером, различные агрегаты подключаются к работе с помощью кнопок, а не рычагов. Рукав из плотной резины намотан на бухту-катушку и имеет длину 80 метров, а не 20, как обычно. Это значительно экономит драгоценное время, ведь не приходится скреплять между собой рукава, поскольку по правилам машина должна стоять в 100 метрах от места пожара. Направляющий трос – этакая «нить Ариадны» для звена, работающего в связке в задымленном помещении, сделан из светодиодов. Запас пенообразователя составляет 25 кубических метров. Стационарным лафетным стволом, знакомым, например, по фотографиям тушения пожаров с мест авиакатастроф, можно управлять прямо из вместительной, удобной кабины. Дальность струи – 48 метров. А еще ROSENBAUER подключен к системе ГЛОНАСС.
Мы побывали в части 21 декабря, когда все обсуждали возможный конец света. Но эта пятница оказалась на редкость спокойной, в том числе и в плане пожаров. Ни одного чрезвычайного происшествия на подведомственном ПЧ-5 участке, к счастью, за дежурные сутки не произошло.
[/EXP]