Партнерский ход от Сбербанка
Байкальский банк – одним из первых в системе Сбербанка предложил крупным компаниям свою помощь по внедрению бережливого производства с учетом лучших мировых практик и собственных наработок.
– Нашу инициативу можно расценивать как своеобразный партнерский ход от Сбербанка, новая точка соприкосновения с клиентом, – говорит заместитель директора управления продаж и обслуживания корпоративных клиентов Байкальского Банка Сбербанка России Михаил Шарапов.
– Это обмен опытом. Мы начали развивать данное направление именно с тех компаний, которые самостоятельно внедряют бережливое производство. Нам тоже есть чему поучиться у других предприятий, – дополняет менеджер программы по обучению производственной системы Сбербанка Людмила Белоусова.
С 2008 года Сбербанк для повышения операционной эффективности в отделениях начал использовать принципы и инструменты Toyota Production System, включая бережливое производство (Lean manufacturing или просто Lean). Считается, что именно эта управленческая технология в свое время позволила японским компаниям совершить головокружительный рывок в области конкурентоспособности.
Бережливое производство, начало которому было положено на фирме Toyota, явилось основным козырем многих японских фирм в рыночной борьбе. Оно основано на менталитете Кайдзен (настрое на непрерывное улучшение) и, казалось бы, очевидных вещах: удовлетворение потребностей клиентов, качестве продукции, экономии, исключении лишних операций. Однако при очень серьезном к ним отношении эти простые вещи и принципы, составляющие основу бережливого производства, оказались столь эффективными, что позволили японским фирмам быстро обойти американские компании в конкурентной борьбе. Как показывает практика, применяя инструменты бережливого производства, можно сделать больше с меньшими затратами, то есть используя меньше ресурсов, времени, запасов, пространства, труда и денег.
Философия постоянного совершенствования как раз и помогла Сбербанку изменить отделения не только внешне, но и функционально, избавиться от очередей, сократить сроки рассмотрения кредитных заявок. Но на этом преобразования не закончились. Один из принципов Сбербанка гласит – быть больше чем банк, то есть не ограничиваться финансовыми услугами, а расширять сервис. Байкальский банк старается соответствовать этому принципу и открывает новые возможности для своих клиентов. Например, за последние два года филиал создал несколько центров развития бизнеса, оказывающих поддержку предпринимателям. Программа проведения семинаров по бережливому производству демонстрирует нацеленность банка на новый уровень взаимодействия с клиентами.
Обучающие семинары по бережливому производству, предлагаемые Байкальским Банком Сбербанка России, рассчитаны на четыре дня и проходят в форме деловой игры. Помимо хорошего теоретического материала, участники семинара получают помощь в разработке идей для усовершенствования рабочих процессов. Например, в ходе семинаров можно узнать, что собой представляет такой инструмент как «Время такта». По словам Людмилы Белоусовой, с его помощью можно рассчитать время, за которое должна выполняться работа, чтобы удовлетворять текущий спрос потребителей. С помощью инструмента «Гемба» (с японского переводится как «иди и смотри») руководитель может увидеть работу компании изнутри. Сотрудники Сбербанка отмечают, что важный критерий успеха внедрения бережливого производства в том, что руководитель любого уровня не должен быть оторван от реальности, он обязан понимать, что происходит «на земле». Ни одна стратегия не будет успешной, если не понимать, как она работает в жизни.
Новым предложением от Байкальского банка уже воспользовались ООО «Иркутская нефтяная компания», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Иркутская электросетевая компания», ООО «Компания «Востсибуголь». Отзывы самые позитивные. Участники признаются, что теоретические знания по бережливому производству позволят им повысить эффективность деятельности предприятия, производительность труда, качество выпускаемой продукции и увеличить конкурентоспособность.